СМИ сообщили о снятии с рассмотрения законопроекта по введению QR-кодов на транспорте, точнее, их отложили для доработки и более позднего принятия. Об этом рассказал спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале, который теперь всегда открыт для комментирования (вот это достижение!). Многие восприняли решение как победу гражданского общества, ведь последние недели протестные акции хоть и были небольшими, но оказались массовыми в рамках страны – почти в каждом регионе начинался какой-то свой "анти-куарный" сход.
Тем не менее, судя по заявлениям и власти, и приближенных к ней, слишком уже просто ситуацию на транспорте отпустили. Да и никто не отменял коды в общественных местах – этот законопроект готовятся принять уже на этой неделе. Это может значить, что такой план и был изначально – наобещать QR-коды везде и отказаться от тех, что в транспорте, чтобы ослабить недовольство?
О том, что выявил QR-протест и действительно ли власть оказалась готова прислушаться к населению, в беседе с Накануне.RU рассказал политолог Павел Салин.
– Почему все-таки решили отдать законопроект по введению QR-кодов на транспорте на доработку и более позднее рассмотрение? Потому что вмешался президент, вмешалось население или по другим причинам?
– Причины весьма прозрачны. Изначально это была инициатива, которая преследует прежде всего перевод на новый уровень возможности контроля государством населения. Эти инициативы вносились двумя "порциями". Первая "порция", которая составляет львиную долю, наиболее принципиальную для власти, – это первый законопроект о введении QR-кодов везде, за исключением авиационного и железнодорожного транспорта. И такой небольшой "аппендикс", 5-10% – это законопроект о QR-кодах на железнодорожном и авиационном транспорте. Для власти самым главным является первый законопроект.
В пользу этого свидетельствуют даже какие-то бюрократические детали, потому что по законопроекту о QR на транспорте профильным комитетом является комитет Госдумы по транспорту, а по законопроекту о введении QR-кодов везде, кроме транспорта, по идее, если это делается для борьбы с эпидемией, должен быть комитет по здравоохранению, но профильным комитетом назначили комитет по безопасности. И этим все сказано.
То есть ключевая цель власти – перевод на новый уровень инструментов контроля над гражданами. Тотальное расширение.
И с этой точки зрения, законопроект-"аппендикс" власти не так интересен, потому что паспортный режим на авиа- и ж/д-транспорте и так существует. Зачем его дублировать?
Возникшая определенная социальная напряженность все-таки сильно била по рейтингу власти, плюс у транспортной отрасли достаточно мощное лобби, нежелающее этого негатива. И вот когда сошлись эти два фактора, было решено отыграть назад по непринципиальному вопросу. Но принципиальный-то законопроект остается и, скорее всего, 16 декабря будет рассматриваться. И получается, что особо ничего не меняется.
– Получается, там где не будет QR, все равно контроль останется, хотя бы не такой прямой?
– Да, а во все остальные места будет вход тоже по паспорту, только это будет не бумажный паспорт, а QR-код. Так что ничего не меняется. Сейчас заметно, что пошла информационная волна явно с подачи власти, мол, законопроект отменяют, закон пересматривают. Но это специально делается – выпячивается один бугорок, а за ним остается целая гора, которая никуда не делась. И это все скрывается пеленой молчания.
Это распространенный пиар-ход – решили сделать микроскопическую уступку, а позиционируют ее как принципиально судьбоносную.
– Или, возможно, они сразу вносили законопроекты с запасом – чтобы можно было отказаться и продемонстрировать это как отказ в пользу населения?
– Возможно, это было и с запасом, хотя тогда об этом не думали – после выборов 19 сентября думали, что общество проглотит все. Просто по техническим причинам перенесли эту инициативу на две – на 90% и на 10%, а когда столкнулись с неприятием, то решили, что от этих 5-10% можно отказаться, а от всего остального, что принципиально для силовиков, отказываться пока никто не намерен.
– Но ведь возможно, что и на транспорт QR-коды все-таки "протащат"? Может быть, через поправки к основному законопроекту?
– Такое возможно, хотя Володин уже заявил, что рассматриваться такое не будет, поэтому это вопрос не принципиальный, это вопрос технический. Тут сходятся вялые интересы силовиков против очень жестких консолидированных интересов транспортников.
– А недовольство общества все-таки может сыграть какую-то роль? Или это для власти сейчас просто как белый шум?
– Мы видим даже по международной политике, международной стилистике власти, что для нее единственным аргументом является только сила. Или угроза применения силы. В случае с внутренней политикой это массовые выступления. Они есть, но они очень и очень хилые. В городах-миллионниках это десятки, максимум 200-400 человек. Для власти это не аргумент, не угроза.
Но другая угроза для нее более латентная – это существенное падение рейтингов, на которые оказывает влияние и проект о QR-кодах. Тут, что называется, до кучи.
Он потенциально может стать в немного ослабленном виде новой "пенсионной реформой", но пока не стал.
То, что общество можно продавить, власть в этом убедилась по итогам голосования в сентябре, когда в течение ночи был обеспечен результат. Каким образом он был обеспечен, было ясно по динамике цифр, но практически никакой реакции, кроме вялых попыток коммунистов, за которые они сейчас расплачиваются и будут еще расплачиваться, ничего не последовало.
Если нет силы, которая бы противодействовала – значит, сожрут и проглотят.
– Какую роль тут играет Володин? Ведь не так просто он и в телеграм-канале комментарии так помпезно открыл и теперь заявляет об отмене законопроекта?
– Поскольку есть консолидированные позиции власти, а есть интересы отдельных аппаратных игроков, то Володин пытается здесь свою "рыбку" выловить. Он пытается продемонстрировать субъектность Госудмы, которую он возглавляет, в решении этого вопроса. Таким образом он достиг нескольких целей: сейчас есть огромный запрос у населения на канал обратной коммуникации со властью. Власть их везде закрывает, а тут Володин решил по одному конкретному вопросу открыть – это для него плюс как для публичного политика. А как для аппаратчика для него плюс – если бы власть не отказалась от идеи тотальной "куаркодизации", то он еще раз подчеркивает, как это будет сложно, какие риски он на себя берет. Мол, вот, смотрите – большинство населения против, а Госдума это принимает, несмотря на публичное сопротивление. А если эта инициатива будет как-то тормозиться, сейчас власть рассматривает и такой вариант, то Володин тут тоже запишет себе в актив – вот собрал замечания от граждан, мы их учли.
Поэтому какой бы из трех вариантов или комбинаций ни осуществлялся, у Володина везде есть способ извлечения прибыли. Он весьма неплохо встроился в ситуацию.
– Но если власть так борется опять за рейтинги? Вроде бы основные выборы прошли, а транзит как бы намечен на 2024 год, или, смотря на реакцию, это произойдет раньше?
– Власть все время пытается перенести фокус проблемы – она не может политически активное меньшинство отвлечь от этой темы с помощью межнациональной темы, которая бузируется с октября, с помощью других вопросов, а сейчас запускают фейки и переносят фокус на 2024 год.
Ничего подобного. Власти нужна хорошая политическая конъюнктура, хорошая политическая "поляна" почти здесь и сейчас – может быть, не в декабре 2021 года и даже не в январе 2022 года, но в феврале-апреле 2022 года ей нужна благоприятная внутриполитическая конъюнктура, потому что там что-то будет запущено. Как и что – пока точно не решено, потому что есть множество внешних факторов – фактор Белоруссии, фактор большой сделки с США и другие. Эти факторы не позволяют прогнозировать, когда и что будет предприниматься, но точно ясно, что это перспектива не 2024 и даже не 2023 года. Это будет 2022 год. Весьма вероятно, что первая половина.
Вот все сейчас ожидают, что Владимир Путин скажет в январе или, может быть даже, намекнет в декабре на ежегодной пресс-конференции, но это маловероятно. Но если не скажет в январе, то еще 2-3 месяца в запасе есть, но точно в первой половине года каким-то образом транзит начнется.