Госдума в третьем чтении не без проблем приняла скандальный законопроект о региональной власти, внесенный сенатором Клишасом и депутатом Крашенинниковым.
На первоначальном этапе документ прославился положением, запрещающим президенту Татарстана называться президентом. По сути же законопроект еще больше закрепляет централизацию власти, уводя Россию от федеративного государства к унитарному.
Однако во втором чтении была внесена поправка, изменившая документ концептуально. Из-за нее сегодня многие депутаты отказались поддержать законопроект. Речь об отмене квоты в 25% в региональных парламентах для партийных списков. Теперь заксобрания регионов могут хоть полностью формироваться из одномандатников. Оппозиционные депутаты Госдумы опасаются, что это приведет к однопартийности большинства парламентов.
Во вторник, 14 декабря, законопроект должны были рассматривать в третьем чтении, но на пять минут вернули во второе – чтобы внести единственную поправку, одобренную всеми фракциями. Примечательно, что в действующем законе эта норма есть, в проекте закона Клишас и Крашенинников ее убрали, а потом сами же и добавили – под давлением всех депутатов, включая "единороссов". Речь о возможности депутатов Госдумы и сенаторов участвовать в работе заксобраний. Иначе бы представители федерального парламента смогли только присутствовать и молча наблюдать, но права голоса бы лишились. Правда, как отметил депутат от КПРФ Алексей Куринный, поправка оставляет "без голоса" тех депутатов Госдумы, которые избраны по федеральным спискам, в том числе, например, "единоросску" Анну Кузнецову. Аргументации не последовало: "Ну, вот так составлен текст поправки", – развел руками Крашенинников.
"Справедливая Россия – За правду" будет голосовать против. Потому что во втором чтении была принята поправка, которая обнуляет партийные списки в региональных парламентах. Это концептуальное изменение, которое меняет всю систему выборов, – заявил депутат Олег Нилов. – Будут избираться люди, у которых есть время и деньги избираться и заседать в заксобрании на безвозмездной основе. Пусть уж тогда люди через "Госуслуги" голосуют, напрямик, иначе боярские думы у вас будут. Дальше и до Госдумы авторы этих новаций доберутся".
После этого выступления высказался спикер Госдумы Вячеслав Володин: "Это кого вы боярами назвали? Самые уважаемые люди – одномандатники! Конкуренция в одномандатных округах выше, мы все это знаем. Это очень тяжело! Не расстраивайтесь – и Черчилль проигрывал, будет и на вашей улице праздник. А то взял и обозвал всех боярами, молодец!"
Подключился "единоросс" Дмитрий Вяткин: "Это закон в интересах людей. Чтобы люди не бегали по кругу и каждый знал, какой уровень власти за что отвечает. Понятно, что наших оппонентов устраивает, когда закон запутанный, а граждане не понимают, к кому обращаться".
Алексей Диденко из ЛДПР, как и Нилов, раскритиковал закон: "Выборы по партийным спискам стали цементом, приведшим к тому, что наш федерализм сейчас приобретает формы централизованного. Позиция ЛДПР – выборы только по партийным спискам, от муниципального до федерального уровня. Парламент по партийным спискам был ярким и конкурентным. В большинстве городов, где одни одномандатники, сейчас господство одной партии, а это – путь к застою и утрата у населения интереса к институту выборов, никакой демократии не будет. Фракция ЛДПР настаивает на пересмотре этой поправки".
Видя, что тема с одномандатниками не утихает, Володин решил высказаться: "Политическая система имеет этапность. У нас не было партий, они появились в 2001 году. Для того, чтобы они развивались, было выстроено законодательство. Сейчас партийная система устоялось, показывает эффективность и открытость. Поэтому мы можем уже обсуждать нормы закона, где речь идет о качестве и постоянной обратной связи с избирателями. Эффективность не измеряется количеством партий и тем, что заседания в Госдуме шли до трех ночи. Помню, как повестку обсуждали целый день – что ж здесь хорошего? На выборы должны идти люди, а мы пытаемся протащить бренды и себя в них. В политику должны приходить уважаемые люди. А в регионах сами пусть решают, какая у них система будет".
В итоге законопроект был принят 330 голосами. Против высказались 89, двое воздержались.