В Москве состоялся круглый стол "Партии Дела" по теме "Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в современных вооружённых конфликтах". Среди участников были, в частности, военные корреспонденты, рассказавшие о применении таких аппаратов в Сирии и Нагорном Карабахе. Эксперты пришли к выводу, что государство должно больше вкладываться в современные системы обеспечения собственной безопасности. Подробнее – в материале Накануне.RU.
"Сейчас не хватает общественной дискуссии между экспертным и профессиональным сообществом, а также производителями этой техники. Есть различные мероприятия – форум "Армия", например, но голос практика с независимым мнением там не слышно и не видно. Наше мероприятие внесёт свой вклад в дискуссию о том, какие БПЛА должны быть, где применяться, какие последствия может иметь развитие этого вида вооружения", — сказал член генсовета "Партии Дела" Владимир Орлов.
Россия сильно отстаёт от Запада в производстве БПЛА, однако задел этому ныне востребованному и перспективному направлению был давным-давно положен в СССР. Первые работы по созданию в Союзе беспилотных аппаратов начались в начале 30-х гг. прошлого века, а в 1964 г. появился бесплиотник "Ястреб".
"20 лет Россия производством БПЛА не занималась, и только недавно отрасль начала развиваться. Одной из последних разработок СССР был БПЛА "Пчела", и только в 2008-2009 гг. началось снова производство. Турция с нашумевшими "Байрактарами" ворвалась в вооружённые конфликты в Сирии, Ливии, Украине, Нагорном Карабахе. Интересен взгляд американцев на эту тему: беспилотник станет складом боеприпасов – расходным материалом, а остальное там хотят передать космическим средствам разведки", – рассказал Владимир Орлов.
Военкор Александр Харченко подметил, что ему одному из первых удалось испытать на себе мощь БПЛА. "Впервые мы столкнулись с ними в конце 2019-го, когда про это никто не говорил. Все встречи с беспилотниками – смерти наших близких, знакомых. Это кровавый опыт, который не почерпнёшь, условно говоря, сидя дома у телевизора", – сказал он.
Рассказывая о своей работе в Сирии, эксперт привёл в пример гибель в начале 2020 г. вблизи населённого пункта Нейр полковника сирийской армии, машину которого подорвали с помощью беспилотника. Но тогда смерть военного не связали с БПЛА. "Когда мы спросили у сирийцев, они сказали, что "машину поразило каким-то боеприпасом". Списали тогда на войну – никто не застрахован. Движение спасает от атаки артиллерии, но не от беспилотника", – сказал Александр Харченко и добавил, что подобные события деморализовали сирийскую армию.
Спецкор портала "Офицеры России" Левон Арзанов рассказал, как в 2019 г. отправился по заданию редакции в Нагорный Карабах для освещения армяно-азербайджанского конфликта.
"Мы оказались единственными журналистами на российском пространстве, кто ощутил на себе смертоносное действие беспилотных аппаратов – мы попали под удар управляемой ракеты", – сказал он, показав фото авиаударов по храму.
В 2016 г., по его словам, во время "четырёхдневной войны" в Карабахе уже применяли подобную технику, например, во время удара по автобусу с ополченцами.
На круглом столе выступил также писатель-футуролог, член федерального совета "Партии Дела" Максим Калашников. По его словам, историю использования БПЛА следует отсчитывать от 1982 г. – тогда группировка сирийской противовоздушной обороны была разгромлена ударом израильских беспилотников.
"Почему мы отстали в ударных БПЛА? Их сбила костность и тупость генералов, которые не сделали выводов из событий 1982 г., а также отечественная коррупция. Дроны должны работать в сочетании с другими вооружениями", – заявил Максим Калашников.
Он рассказал о создании к 2004-2005 гг. командой Игоря Табачука многоцелевого ударного дрона. Они вышли с прототипом на испытания. После этого пришли с результатами своей работы в Минобороны, где им, по словам Максима Калашникова, сказали, что они должны отдать свои разработки и уйти.
"У России с того времени могли бы быть беспилотники. Их мирный вариант занимался бы картографией, а в войну они бы прикрывали войска. Тогда же команда Табачука предложила: дроны могли бы резко повысить эффективность ПВО. Надо принимать экстренные меры: беспилотники производят революцию, сравнимую с появлением ВВС", – сказал Максим Калашников.
Секретарь федсовета "Партии Дела" Алексей Лапушкин отметил, что беспилотная авиация – передовая военная технология.
"Нам надо её развивать, она решает главную задачу – спасает жизни наших военнослужащих. Беспилотникии должны отслеживать лесные пожары, заниматься аэрофотосъёмкой, доставкой грузов в труднодоступные районы страны. Должна развиваться малая авиация. То, что наши разработчики не находят применения в собственной стране, – общая проблема. Основная причина этого – навязанная нам в 1991 г. идеология, которая господствует до сих пор, и соответствующая ей экономическая политика. Нужна смена экономической политики", – сказал Алексей Лапушкин.
Мало иметь идею создания тех или иных аппаратов, в том числе и летательных. Нужно ещё их создать. Как оказалось, ценится это не особо-то высоко – недавно в сети появилась вакансия "сборщика лёгких БПЛА", которому готовы платить "до 70 тыс. руб. до вычета налогов", и это при аналогичной зарплате, которую предлагают курьеру. Неудивительно, что толковые специалисты начинают работать удалённо на западные компании и получают 300-500 тыс. руб. Владимир Орлов в разговоре с Накануне.RU отметил, что, если говорить о такой вакансии и зарплате в 70 тыс. руб., то не стоит удивляться нынешнему положению дел: в отрасли военно-промышленного комплекса за редким исключением зарплата выше:
"России есть, к чему стремиться, устраняя дисбаланс зарплат высококвалифицированных специалистов, тем более, в той области, которая касается безопасности государства".
Подводя итоги круглого стола, Владимир Орлов отметил, что выводы из дискуссии банальны: будущее – за инновациями и технологиями.
"Государство должно вкладываться в современные системы обеспечения собственной безопасности. Только в этом случае мы обеспечим безопасность не только страны, но и партнёров, которые входят в нашу коалицию. Что касается БПЛА, то сегодня Россия отстаёт: не все системы мы имеем. Карманные беспилотники для разведки у нас вообще никто не производит. У нас машин, которые могли бы в интересах безопасности государства решать узкоспециализированные задачи, нет", – заключил Владимир Орлов.