Аналитика


Скачок цен на продукты в России связали с монополией агрохолдингов и торговых сетей
Экономика | В России

Ученые из Уральского государственного экономического университета, Международной академии аграрного образования и ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии назвали причины скачкообразного роста цен на продовольствие в России. Согласно их исследованию, на двузначные показатели инфляции в этом сегменте прежде всего повлияла монополизация агропромышленной отрасли крупнейшими холдингами. При этом, при корректной оценке стоимости товаров, с учетом паритета покупательной способности, оказывается, что по большинству основных позиций цены в России существенно выше, чем Германии, США и Китае. Подробности — в материале Накануне.RU.

В научной работе ("Вопросы рыболовства", №3, 2021) отмечается, что в абсолютном отношении цены на продукты питания в России заметно ниже развитых западных стран, однако оценку необходимо проводить, исходя из паритетов покупательной способности национальных валют, относительно денежной единицы эталонной страны (доллара США). С учетом этого фактора оказывается, что российские цены на продовольствие значительно выше потребительских цен в США, Германии, Китае практически по всем видам продуктов.

"Так, в США потребительские цены существенно ниже, чем в России, например, по молоку почти в три раза, говядине и яйцам в 1,8 раза, куриному филе на 1/3 и только на картофель и яблоки в США цены выше российских. В Германии все цены на продукты питания значительно ниже российских. Аналогичная картина по ценам на продовольствие в Китае, за исключением цены на молоко. Поэтому происходящий в настоящее время рост розничных цен в России более чувствителен для отечественных потребителей и в большей мере влияет на уровень благосостояния россиян в сравнении с другими странами", — приходят к выводу авторы исследования.

В качестве основной причины такой тенденции ученые, кроме фактора роста мировых цен, выделяют монополизацию сельскохозяйственного и продовольственного рынка России агрохолдингами и крупнейшими торговыми сетями. Так, на агрохолдинги приходится более 50% от общей выручки всех сельскохозяйственных организаций. Их доля является доминирующей в производстве мяса птицы — 61,5 %, свинины — 59,3%, сахарной свеклы — 59,4% от всех категорий хозяйств. Крупнейшими агрохолдингами являются: АПХ "Мираторг", ПАО "Группа "Черкизово" и ООО "ГК "Русагро".

Аналогичная монополизация рынка прослеживается учеными и в сегменте розничной торговли, что также ведет к динамичному росту цен. Согласно приведенным данным, доля оборота торговли пищевыми продуктами розничных торговых сетей в общем объеме по России составила в 2020 году 44,0%. Для сравнения, в 2011 году этот показатель составлял только 21,8%. Как следствие, совокупный объем реализации десяти крупнейших сетевых продовольственных ритейлеров — более 5 трлн руб., что составляет более 1/3 от общего оборота розничной торговли продовольственными товарами по России. В тройку лидеров крупнейших торговых сетей входят: X5 Retail Group, "Магнит" и "Лента".

Президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин считает, что причины высоких темпов инфляции не ограничиваются одной только монополизацией рынка, хотя, по его словам, такая проблема тоже имеет место.

"Я бы выделил еще три фактора высокой инфляции на продовольствие. Во-первых, конечно, растут цены во всем мире. Во-вторых, в России не создаются стимулы для развития своего сельского хозяйства, что не повышает его доступность для потребителей. Речь идет о регулировании сбыта, пошлинах, квотах и запретах на экспорт. Формально борясь за доступность сельхозпродукции, государство снижает ее и тормозит развитие отрасли. Наконец, в-третьих, существенно растут издержки производителей: налоги, ГСМ, банковские услуги", — пояснил Накануне.RU Константин Бабкин.

По данным Росстата, в 2021 году инфляция в России достигла 8,39%, однако в части продовольствия ее темпы оказались существенно выше. Как ранее сообщало Накануне.RU, ссылаясь на заявление главы Центробанка РФ Эльвиры Набиуллиной, продукты питания подорожали на 10,8%, а овощи и фрукты — на 19,4%. При этом, в ЦБ оптимистично ожидают, что в 2022 году уровень инфляции вернется на уровень 4-4,5%. Центробанк привычно борется с инфляцией повышением ключевой ставки, другие же влияющие на рост цен факторы остаются практически вне поля зрения российских чиновников.



Никита Светлов