После событий в Казахстане и неловкого кратковременного путешествия сил ОДКБ на восток, в России проснулись те, кто запел старую песню о главном, от создателей "Россия встает с колен" посыпались теории в стиле "пришло время собирать империю", мол, соседские республики бывшего СССР показали свою полную несостоятельность на поприще суверенитета и построить годного государства не смогли, проев все, что досталось от СССР, поэтому они должны вернуться "под протекторат", при этом главные козыри РФ — оружие и экспорт государственности. Что стоит за попытками пропагандистов внушить нам идею о new империализме и как к этому отнесутся восточные соседи? Подробности — в материале Накануне.RU.
В России заговорили о восстановлении имперского статуса, например, на необходимость этого указывают телерадиоведущий Дмитрий Куликов и философ, писатель Тимофей Сергейцев. "Казахстан — последний элемент пазла. Теперь на опыте полностью понятно, что происходит с пост-советскими республиками бывшего СССР. Своего у них ничего нет. А наследство они почти полностью промотали. Так же, как внуки и внучки миллиардеров. Нас обвиняют в том, что мы хотим восстановить СССР. Это невозможно — для этого нужно было бы восстановить КПСС. Речь идет о восстановлении имперского статуса России", — пишут они в своем телеграм-канале "ДТ".
Кстати, в свое время именно "имперскость", правда, советская, стала лейтмотивом развала СССР, пока отваливались те самые республики и отношения с ними становились все сложнее. На этой волне к власти в осколках Союза, включая РСФСР, пришли вполне знакомые лица. Но уже в 90-е по телевизору крутили рекламу "Всемирной истории от банка "Империал", водка была "Распутин", а сигареты "Петр I", снимались сериалы и документалки исключительно про Грозного или Екатерину Великую, про восстановление традиционной "Российской империи" говорили на официальном уровне, многочисленным псевдо-Романовым отдавали почести, восстанавливали храмы и плакали под "Как упоительны в России вечера". Так что и в проедавшей советское наследие РФ власти оказались в итоге не против имперства, но другого — правильного, белого. В последнее же время на Западе обвиняют Москву в "воссоздании СССР".
Политолог Дмитрий Михайличенко полагает, что цель таких разговоров про "new имперскость" — придание легитимности конфронтационному курсу против Запада, который в обществе, уставшем от бедности и ковида, не пользуется уже популярностью ни у кого.
"Этот дискурс на восстановления империи контрпродуктивен, он используется просто как жвачка для мозгов, по сути, для общественного сознания и не имеет каких-то особых перспектив, — говорит эксперт. — Можно говорить, что Россия, как, наверное, постимперия, имеет свое влияние, которое она может возвращать, терять, вновь обретать. Но если Крым дал определенную подпитку, в том числе и патриотических, и имперских амбиций, то сейчас люди уже поняли, что никаких преференций от этого курса они не получат. А если люди не понимают, что они от этого получат — зачем они будут это поддерживать?"
Что касается азиатских республик, то памятуя о том, что в нашем варианте империи основные тяготы всегда ложатся на сам русский народ, а периферия и "новенькие" становятся дотационными регионами, некоторая привлекательность в идее "старшего брата" все же есть, но там силен национализм как протоидеология, и она мешает мыслить настолько "рационально", считает политолог:
"Киргизия, Таджикистан — полуфеодальные государства, полуразложившиеся, у них везде есть национализм, как такая протоидеология. И вот этот фактор будет мешать, а так, конечно, условно говоря, если по демократическим процедурам затевать референдумы, то кто-то из Центральной Азии и присоединился бы. Казахстан — нет, Узбекистан — скорее нет, Туркменистан — точно нет, у них менталитет другой. Киргизия, Таджикистан — может быть. Но этого не будет, это только теоретические настроения".
И действительно, как в современных условиях это возможно без восстановления границ и без привлекательной социально-экономической модели? Политолог Борис Межуев рассуждает, что Россия сегодня может воссоздать империю, только подкупая элиту, а народы по доброй воле не захотят присоединяться к РФ.
"Компромисс с Россией — это компромисс с коррупцией, насилием, лицемерием, в общем, злом. На такой компромисс, конечно, тоже надо идти, чтобы не погибнуть, но понятное дело, очков на таком компромиссе не набрать", — полагает Борис Межуев.
Он отмечает, что именно Крым и Севастополь могли бы стать великолепными образцами россиецентризма, если бы их интеграция в Россию была правильно продумана и представлена стране и миру. В итоге оба региона при назначенных туда руководителях сотрясает множество скандалов, в том числе, коррупционных.
По мнению сторонников "новой империи", Россия может экспортировать собственную государственность и обеспечивать оружием и защитой соседние страны. Но, на самом деле, в наше довольно циничное время "государственность", читай "идеология", никому не нужна без денег (газа и нефти, может быть, и да), но оружием дружбы народов не добиться. Как же раньше братские республики реально жили вместе в мире?
Историк и публицист Александр Колпакиди напоминает, что в начале 20 века братские народы собирались вместе именно потому, что существовала привлекательная социальная система, и примыкали к России восточные республики именно потому, что до этого перспектив для развития не имели.
"Объединялись безо всякой империи, с правом выхода, но никто не выходил, потому что были социальные преобразования, в которых каждый народ хотел участвовать, была система, к которой без принуждения хотели примыкать, здесь была культура, развитие и поддержка. Потому и были едины. Мы можем сколько угодно мечтать, но сейчас в этих республиках люди с нашими мечтами не согласны. Поэтому, единственное, что мы можем сделать — это силой их заставить?" — говорит Колпакиди.
Сложно говорить о восстановлении империи на фоне нынешних социально-экономических "достижений" — это регресс экономики, сокращение населения, развал медицины, пенсионная "реформа". "Все эти игры, выдвижения войск на границы ни к чему хорошему не ведут. Разыгрывается карта внешней угрозы. Как во всякой загнивающей империи", — говорит Александр Колпакиди.
По какой модели действовать, если воссоздание СССР уже невозможно? По старой "романовской" — с оружием и казаками? Но ее неэффективность доказана, и теперь финал будет предсказуем?
"Империи прошлого себя показали как прогнившие, народы внутри неравноправные, и те народы жили объективно плохо, у них там не было ничего, кроме деятельности "Русского географического общества". Надо не о прогнивших, скисших империях мечтать, а восстанавливать братский союз родных народов, которые были искусственно разделены в 1991 году. Но возможно ли, чтобы олигархи всех стран объединялись? Нет, они будут душить друг друга, обманывать и грабить, поэтому, прежде чем объединяться и создавать какие-то единые структуры, надо определиться с тем, кто будет у власти в этих государствах: народ или предательские олигархи", — заключает Александр Колпакиди.