Литва и Эстония за сутки зарегистрировали очередные максимумы новых случаев коронавируса за два года. Днем ранее абсолютный рекорд был зафиксирован в Латвии. Несмотря на высокие показатели вакцинации, огромный рост заболеваемости происходит и в Прибалтике.
В Литве суточный прирост превысил 7 тыс. при населении менее 3 млн человек. В Эстонии — почти 4 тыс. при населении 1,2 млн. Отмечается, что умерли всего 9 в Литве и 4 в Эстонии — все невакцинированные. В больницах тоже лежат почти одни невакцинированные. Почему при этом огромна общая избыточная смертность, не объясняется, может, дело в методике учета?
В Прибалтике, как и других европейских странах, наблюдается одна и та же картина: заболеваемость беспрецедентно высокая, но официальная ковидная смертность низка. А вот общая смертность намного превышает фоновую, поэтому цифры ковидной смертности совершенно не отражают масштабов общей.
Например, в Эстонии во втором полугодии общая смертность превысила фоновую на 23%, в декабре было примерно то же самое. За второе полугодие избыточная смертность составила около 1,8 тыс. А к ковидным было отнесено лишь около 650 смертей. В Латвии и Литве избыточная смертность в процентах еще выше. В Латвии было 3,3 тыс. дополнительных смертей, на ковид пришлось 1,9 тыс. В Литве — 4,8 тыс. и 2,6 тыс. соответственно. То есть на ковидную смертность приходится всего от 35% до 60% избыточной смертности. (Эти цифры могут немного отличаться от истинных, так как рассчитаны по данным Евростата, который приводит рост смертности по каждой неделе отдельно, а от недели к неделе смертность колеблется.)
При этом годом ранее, во втором полугодии 2020 года, общая смертность в Эстонии и Латвии была лишь на 5-8% выше фоновой, а в Литве — на 22%. Притом что в Латвии и Литве вакцинировано около 70% населения, в Эстонии — 64%.
То есть после массовой вакцинации избыточная смертность выросла, причем в Эстонии и Латвии — в 3-4 раза. Эти эмпирические факты никак не комментируются и игнорируются властями всех стран.
По словам директора Вильнюсского отделения Национального центра общественного здравоохранения Роланда Лингене, Литва лишь в начале новых трудностей.
"Боюсь, что худшее еще впереди. К сожалению, "омикрон" делает свое дело", — сказал он.
Но делают ли свое дело вакцины? Если все дело в коварном "омикроне" (а ранее в "дельте"), то нужны ли они вообще?
Накануне стало известно, что ЕС готов оказать небольшую помощь Литве в борьбе с коронавирусом — Еврокомиссия выделила Литве 2,8 млн евро из Фонда солидарности ЕС. Средства выделены на борьбу с последствиями чрезвычайной ситуации. В случае чрезвычайной ситуации, связанной с коронавирусом, фонд финансирует медицинскую помощь, закупку вакцин и проведение вакцинации, закупку масок и предметов медицинского назначения, расходы на медицинское обслуживание, лабораторные анализы и т.п. меры.
Накануне нового года власти Эстонии заявили, что не планируют вводить новых ограничений из-за очередной волны коронавируса, вызванной "омикроном", благодаря достаточно высокому уровню вакцинации. Министр здоровья и труда Танель Кийк сказал, что благодаря вакцинам смертность будет значительно ниже. И это действительно так, если отбросить многократно выросшую общую смертность и смотреть лишь на ту, которая считается ковидной. Считать нужно только умирающих от ковида, а остальных можно не жалеть?
В Латвии уже намекнули на ужесточение ограничений из-за огромной нагрузки на больницы. Министр здравоохранения Даниэль Павлютс назвал происходящее "мгновением перед бурей, когда начинает усиливаться ветер".
Почему же высокоэффективные вакцины не предотвратили бурю? — вот ключевой вопрос, который напрашивается сам собой. И почему после вакцинации в Прибалтике избыточная смертность сильно выросла?