Аналитика


"Два программиста и три спецслужбиста": "ЕР" хочет узаконить повсеместное дистанционное голосование
Политика | В России

Госдума сегодня в первом чтении приняла законопроект, который фактически переводит дистанционное электронное голосование (ДЭГ) из формата эксперимента в законную практику.

Право определять, где именно и когда будет проводиться ДЭГ, будет у Центральной избирательной комиссии. Она не имеет права вносить в Госдуму законодательные инициативы, поэтому в качестве автора законопроекта выступил "единоросс" Дмитрий Вяткин, который уже предложил не один скандальный проект.

Перед началом рассмотрения законопроекта спикер предупредил, что на вопросы по нему отводится всего 35 минут (и на вопросы тут же записались 22 человека, разумеется, все они высказаться не успели). Депутат Вяткин вышел на трибуну: "Суть законопроекта простая. Законопроект можно рассмотреть достаточно быстро, если не задавать вопросов". Депутаты посмеялись.

Стоит отметить, что обсуждение в виде вопросов и ответов не было конструктивным: авторы вопросов — представители оппозиционных партий (в основном — КПРФ) — критиковали в своих выступлениях инициативу, Вяткин отвечал, что критика и оценочные суждения к сути дела не относятся. В какой-то момент коммунист Юрий Синельщиков даже попытался "опечалить" Вяткина и заявил, что рассмотрение законопроекта невозможно по закону, поскольку недавно КПРФ внесла альтернативный документ, а альтернативные законопроекты должны рассматриваться парой. На это Вяткин ответил, что альтернативность документов устанавливает Совет Думы, а не фракция на свой вкус, поэтому "уловка не пройдет". И законопроект продолжили рассматривать.

Сергей Обухов спросил, как возможно, что в Москве разработчиком системы для дистанционного голосования выступает исполнительная власть – она же является заинтересованным лицом. Вяткин ответил, что "тот порядок, который применялся, в полном размере соответствует законодательству, иное не было установлено в судебном порядке".

Александр Демин спросил, как будут голосовать те, у кого завис компьютер или пропала техническая возможность для ДЭГ. Автор законопроекта сообщил, что такой избиратель никак не проголосует, но "случаев с зависанием компьютеров немного, они не влияют на итоги голосования".

Также был вопрос о том, в каком количестве регионов в этом году планируется провести ДЭГ. На него ответил зампред ЦИК Николай Булаев: сейчас есть заявки от шести регионов, но время для подачи заявок еще есть, по итогу будет не больше десяти регионов в текущем году (не самом масштабном с точки зрения электоральных циклов).

Дистанционное электронное голосование.(2020)|Фото: пресс-служба Центральной избирательной комиссии России

Также Вяткин уверен, что системы ДЭГ смогут отбить любую атаку: "Пытались [атаковать системы]. Но не получилось. Было внешнее воздействие, попытки сломать, вмешаться при голосовании — это действительно так. Тем не менее, наши системы выстояли. И никаких доказательств вмешательств нет. Эти утверждения эмоциональны и голословны".

"Это последняя возможность для вас, коллеги, сохранить власть, и не надо лукавить, все всё хорошо понимают. Когда интересы правящей верхушки настолько очевидно ставятся выше большинства, это способствует делигитимизации власти. Системой управляют два программиста и три спецслужбиста", — заявил представитель КПРФ Денис Парфенов, добавив, что его фракция будет голосовать против.

Также против выступила и "Справедливая Россия — За правду".

"Не все то благо, что идет от цифровизации, — заявил Олег Нилов (СРЗП). — Есть вещи, которые никогда не надо доверять компьютеру, сложным системам. Это вещи интимные, образование детей, семья, вера. В том числе — голосование. Куда мы можем докатиться с такими намерениями? Прийти к цифровой форме вече. Зачем тогда посредники — депутаты? У народа появляется возможность самим голосовать за бюджет. Я уверен, что вы так не захотите сами. Продолжать этот эксперимент на всей стране недопустимо. Выбрали один регион — добейтесь чистоты и отсутствия замечаний. В век хакерских атак пусть специалисты-разработчики потренируются на хакерах — пусть сведут к нулю атаки и мошенничество".

Он добавил, что единственная возможность сделать систему ДЭГ прозрачной — допустить сверку избирателем результата на следующий день после голосования с помощью выгрузки данных из системы. Своего рода "поименное голосование".

Но Вяткин назвал это предложение "очень опасным". По его мнению, будут те, кто захочет контролировать такие "выписки", например, работодатели, которые давят на подчиненных бюджетников.

В итоге за принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 296 депутатов, против — 74, двое воздержались.



Евгения Сергеева