Аналитика


Олег Смолин: Почему выпускники вузов не идут работать по специальности
Экспертное мнение | В России

По данным Росстата, в последние годы только 70% выпускников высших учебных заведений находят работу по выбранной специальности, а треть уходит в другие сферы деятельности. Что касается средних специальных учебных заведений, то там показатель выпускников, работающих по специальности, еще ниже – 58%. Таким образом, больше трети выпускников учатся просто ради получения образования и диплома, а дальше – как получится? Экономисты считают, что если бы в стране были созданы 25 млн рабочих высокотехнологичных рабочих мест, которые были обещаны еще несколько лет назад, то и студенты шли работать по профессии чаще, и импортозамещение своими силами как-то смогли бы в стране наладить. Впрочем, это не главная проблема, уверен первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию, депутат Олег Смолин. Он поделился своим мнением с Накануне.RU:

– По поводу 25 млн высокотехнологичных рабочих мест я, конечно, сожалею, что указ президента в этой части полностью провален. Но, как мне представляется, это не прямо связано с тем, что ребята не всегда идут работать по специальности. Как раз, например, IT-специалисты, по нашим данным, в основном идут работать по специальности. Что касается, например, педагогических и медицинских работников, то здесь проблема не в том, что не созданы эти рабочие места, проблема в низком статусе педагога и медицинского работника. В части оплаты труда педагогов и медицинских работников, по данным ОНФ, указ президента №597 от 2012 года так же провален. Например, 86% врачей, по данным ОНФ (подчеркиваю – это не данные оппозиции, это данные ОНФ), не получают того, что должны получать по указу. Соответственно, в 75 регионах РФ, все по тем же данным ОНФ, указ не исполняется.

Поэтому если бы у нас нормально платили педагогам и врачам не только в Москве и еще примерно в 10 регионах, а во всех регионах РФ, мы имели бы гораздо более высокий уровень трудоустройства по этим специальностям.

Школа №34 в посёлке Рудный Свердловской области(2024)|Фото: Накануне.RU

В целом же по ситуации я не вижу здесь большого драматизма. Хочу напомнить, что современный человек очень часто меняет специальности в течение жизни. Самый простой пример – никто не обучает человека быть депутатом Государственной думы или членом Правительства. В этом смысле изменение специальности после вуза – это ситуация достаточно обычная, тем более что, например, выпускник педагогического вуза – это, скорее всего, специалист для широкого профиля, для работы в сфере "человек-человек", а не только учитель, воспитатель или будущий преподаватель университета.

Конечно, хотелось бы, чтобы наше образование было более ориентировано на рынок труда, но это, я думаю, повсеместно сделать невозможно. Что касается среднего профессионального образования, то здесь данные в 58%, с моей точки зрения, даже довольно высокие. Сейчас в России после 9 класса 60% всех ребят идут не в старшую школу, а в систему профессионального образования. Причем многие из них идут в эту систему не потому, что они хотят потом работать по данной специальности, а потому что они хотят избежать ЕГЭ и затем перейти в высшее учебное заведение. Кстати, многие из них (нет точных данных, но я думаю, не менее половины) потом продолжают образование в вузах по той же или родственной специальности. В этом смысле показатель в 58% выпускников по специальности не низкий, а скорее даже достаточно высокий.

Поэтому надо помнить, что образование открывает перед человеком более высокие перспективы. Поэтому с моей точки зрения, здесь нет драматизма. Ситуация более-менее нормальная.