Заявления фанатских движений о бойкоте чемпионата России по футболу из-за Fan ID явно застал власти врасплох. А все потому, считают болельщики, что их мнение о законопроекте никто не спросил. Документ "спустили сверху", парламентское большинство без лишних вопросов его провело через три слушания. Оправдываться теперь приходится пресс-секретарю президента и министру спорта.
По мнению болельщиков, авторы законопроекта, бывшие спортсмены из числа депутатов, продвигавшие идею Fan ID, даже толком не могут сформулировать необходимость "паспортов болельщика", "плывут" в этом вопросе. Оппозиционные депутаты, окрыленные отменой рассмотрения законопроекта о QR-кодах, считают, что закон все же реально "откатить" или хотя бы поправить: чтобы Fan ID требовали только на международных соревнованиях.
Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Ющенко (КПРФ) заявил журналистам: "Это [закон о Fan ID] составная часть общей цифровизации и попытки наклеивания на каждого человека электронной бирки, сюда же можно отнести закон о QR-кодах. Законом о QR-кодах возмутилось очень большое количество людей, они обратились напрямую к спикеру Госдумы. Болельщиков меньше".
"Это избыточный законопроект. Он уже ударил по зрелищности. Матчи без болельщиков не интересно смотреть и играть без зрителей. Убого смотрится, когда сто человек сидит — это показали ограничения в пандемию. И это мы говорим только о футболе, а Fan ID хотят распространить вообще на все виды спорта. Руководство футбольных клубов способно сделать все, чтобы обеспечить на играх порядок", — полагает парламентарий.
Президент движения "Всероссийское объединение болельщиков" Александр Шпрыгин говорит, что и без Fan ID посетителям стадионов приходится преодолевать массу препон.
"Проблема в том, что очень размытые критерии отказа в выдаче Fan ID. В законе есть формулировка о том, чтобы не пускать зрителей "с намерением совершить правонарушение". То есть, по сути, без объяснения причин отказывать людям. Никто не знает, по какой причине попадет в "черный список". Были такие случаи в Санкт-Петербурге, когда человек был замечен на митинге, а потом Fan ID не получал. Получается наказание без суда и следствия.
Никто не привел ни одного аргумента в чем плюсы Fan ID. На Чемпионате мира по футболу это было удобно для иностранцев, для них это было вместо визы, пропусков везде, не только на стадион. Но не понятно, зачем это нужно для россиян.
Уже семь-восемь лет на матчах чемпионата России не было каких-то значимых происшествий. Нарушители не остаются без наказания по действующему законодательству. Удивительно, как правовое управление Госдумы пропустило этот закон, потому что там есть минимум четыре нарушения Конституции. В Кремле заявили, что будут проводиться встречи, разъяснения с болельщиками, но никто пока ничего не проводит", — отметил Шпрыгин на пресс-конференции в НСН.
Ющенко и Шпрыгин в один голос говорят, что Fan ID лишает возможности спонтанно пойти на футбол.
"Я разговаривал с руководством нескольких клубов, они и без Fan ID обеспокоены посещаемостью. Из-за этого в том числе вернулась тема о возобновлении продажи пива на стадионах. И сейчас мы просто похороним эти потуги по возвращению зрителей на стадионы. У нас и так не заполняется инфраструктура, объекты, которые были построены к Чемпионату мира по футболу. Важно, что футбольные клубы солидаризировались, чтобы проявить гражданскую позицию в этом вопросе. По примеру с законопроектом о QR-кодах, который сняли с рассмотрения благодаря солидаризации гражданского общества, нужен общественный резонанс. Так или иначе мы вернемся к этому вопросу. Есть шанс", — полагает депутат.
"Инициатива была спущена из администрации президента и правительства. Люди, которые представляют этот закон, "плывут", они сами не знают, зачем он. Им просто нечего сказать. Кроме озлобления людей, ничего не происходит", — заключает Ющенко.
Шпрыгин указывает на то, что в Италии и Турции, где применялся Fan ID, этот опыт был признан негативным, от него отказались после того, как посещаемость стадионов упала.
"Полностью отбивается желание сходить на спортивное мероприятие спонтанно, в качестве событийного туризма. Приехал человек в Москву, говорит: давай сходим на матч? — давай. А им предлагают что-то куда-то отправлять, регистрироваться, перефотографироваться по сто раз. Все желание отпадает. Если подаешь документы на американскую или европейскую визу, то пишут они: обращайтесь через полгода. А тут даже не говорят, через сколько можно повторно обращаться после отказа", — говорит активист.
"Такое впечатление, что авторы законопроекта не ходили никогда на футбол. Они без конца твердят про злобных фанатов. В 2013 году когда принимался закон о болельщиках, я лично участвовал в обсуждении, везде нас приглашали. А сейчас такого нет. Ну и, конечно, если нас считают нарушителями – что с нами такой закон обсуждать?" — говорит Шпрыгин.