Аналитика


Siloviki против Хуснуллина: в споре из-за мигрантов стратегий нет ни у кого?
Общество | В России

Между крупным бизнесом, желающим завозить дешёвую и бесправную рабочую силу из соседних стран, и силовиками, которые видят в этому угрозу для безопасности, состоялась очередная дискуссия. В это же время в Подмосковье произошло очередное резонансное убийство, а найти приемлемый для всех сценарий решения миграционной проблемы пока не получается. Прежде всего из-за отсутствия стратегии развития, что у сторонников расширения миграционных программ, что у их противников. Подробности — в материале Накануне.RU.

Преступления, совершаемые выходцами из ближнего зарубежья, происходят с пугающей регулярностью. Локация таких правонарушений зачастую одинакова: стройка, общежитие в небольшом городке или посёлке, и вблизи неё — групповое нападение с неадекватной жестокостью. Так было с убийством женщины в лесу под Бужаниново, так повторилось и с ограблением магазина в Новопетровском. Мигранты избили троих человек битами ради семидесяти тысяч рублей, женщина-кассир скончалась на месте от полученных травм. Преступников задержали, в принципе, подобные дела раскрываются часто, но предотвратить новые не получается. И в очередной раз встаёт вопрос о том, нужны ли вообще в стране мигранты, которые фактически являются источником повышенной социальной опасности?

Глава СК РФ Александр Бастрыкин написал президенту письмо, в котором пожаловался на разгул мигрантов и отметил, что проблема стоит так остро, что "локальные конфликты" могут вот-вот вылиться в массовые уличные беспорядки. Он посетовал, что среди бизнесменов наблюдается заинтересованность в "фактически рабском" труде. Председатель СКР предложил обязать работодателей предоставлять мигрантам жильё и оплачивать им транспорт, ввести геномную регистрацию и даже ввести налог на использование иностранной рабочей силы, чтобы предприниматели стремились брать на работу соотечественников.

Baza пишет, что Владимир Путин заинтересовался опасениями главы СК и попросил Совет безопасности разобраться — действительно ли стоит ужесточать законодательство. Президент поручил зампреду Совбеза Дмитрию Медведеву скоординировать работу всех заинтересованных ведомств на постоянной основе. Теперь представители различных структур должны проанализировать законодательство в сфере миграционной политики и придумать, как его улучшить, чтобы все это отвечало требованиям безопасности.

Таким образом, очевидна связка силовиков, вроде бы, заинтересованных в решении вопроса. И Медведев, вроде бы, не теряющий надежд на участие в "транзите власти", лишь на первый взгляд выглядит в этом звене случайным элементом. В свое время наделало шуму заявление считающегося близкого к экс-премьеру главы "Мираторга" Виктора Линника. Он предложил повысить в России зарплаты за счет снижения квот на мигрантов, все это шло в резонанс с чаяниями бьющегося за привлечение гастарбайтеров вице-премьера Марата Хуснуллина, который, по мнению экспертов, проявляет непомерную активность даже для своего высокого поста.

Впрочем, и другие властные группы в последнее время стали открыто выступать против нынешней миграционной политики. Мэр Москвы Сергей Собянин заявлял о необходимости убрать мигрантов с московских строек, а его протеже в Минэкономразвития РФ Максим Решетников выступал за то, чтобы привлекать рабочую силу только из государств ЕАЭС.

Однако, как правило, идеи о том, чем заменить гастарбайтеров, сводятся к привлечению заключённых, военнослужащих и неработающих пенсионеров. Для кардинальных изменений у бизнеса нет ни стратегии, ни интересов. Опыт других стран показывает, что полностью мигрантов заменить нельзя, но если реализовывать технологическое перевооружение, повышать уровень уровень автоматизации, то зависимость производственных процессов от притока миграционной рабочей силы можно существенно снизить. Бизнесу, который взаимодействует с мигрантами, это невыгодно. Потому что работа с мигрантами — это очень серьёзные теневые потоки — и в сфере ЖКХ, и в сфере строительства, там можно изымать дополнительные прибыли.

Вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин обращает внимание на то, что разница в издержках — это не только разница в заработной плате. Мнение о том, что в Россию едут низкоквалифицированные рабочие, мягко говоря, преувеличено. Если люди из года в год едут на заработки и трудятся в качестве штукатуров, маляров, каменщиков, сельхозрабочих, то, естественно, их мастерство со временем будет оттачиваться. Разница в зарплатах не столь велика, но российский капитал замечательно экономит на отчислениях в Пенсионный фонд, на разнице в оплате в фонды социального и медицинского страхования, а также на разнице в уплате подоходного налога. Львиная доля иностранных работников трудится без оформления официальных трудовых договоров.

Заявления отдельных политиков об ограничении труда мигрантов Олег Шеин считает популистскими. Без государственной политики и борьбы профсоюзов ничего не изменится.

"Если без трудового договора работает один — иностранец, то без трудового договора будет работать и другой — гражданин России. По оценкам РАНХИГС, 33 млн россиян трудятся либо вообще без оформления трудовых отношений, либо в условиях, когда эти трудовые отношения у них оформлены лишь на минимальный размер оплаты труда, а остальное идёт такой "чёрной" зарплатой. У нас людей работоспособного возраста 85 млн человек — значит, это порядка 35-45% от них. Европейские профсоюзы, там где есть такие проблемы (например, у греков с албанцами), добиваются, чтобы были приняты соответствующие меры против капитала", — поделился вице-президент Конфедерации труда.

Очевидно, что для исправления ситуации нужны кардинальные перемены с балансировкой трудовых и налоговых отношений. Когда бизнес не будет непомерно задавлен налогами, тогда он сможет работать "в белую" и повышать сотрудникам зарплаты.

Политолог Павел Салин отмечает, что конфликт элитных групп по этому вопросу скорее мировоззренческо-политический, чем аппаратный, и вряд ли приведет к чему-то конкретному.

"Есть достаточно влиятельное бизнес-лобби в стране, которое заинтересовано в максимальном притоке мигрантов. Для них это деньги, господин Хуснуллин выступает одним из фронтменов этого лобби. А есть другое лобби, у него, скорее, не бизнес интересы, а интересы контроля. Представители этой группы, так называемые силовики, привыкли контролировать всё и вся, а то, что они не контролируют — это для них опасно, это враг. Мигранты для них являются трудноконтролируемой средой, там много негатива. Но поскольку бизнес-интересов у них в этом отношении нет, то и мировоззренческий конфликт носит вялотекущий характер. Кардинально сейчас вряд ли что-то изменится", — рассказал он Накануне.RU.



Юрий Александров