Аналитика


Игорь Пыхалов: Националисты давно совершают на Украине военные преступления
Экспертное мнение | В России | В бывшем СССР | Донецкая Народная Республика

Жители освобождённого украинского города Счастье рассказали, как во время оккупации националисты относились к местному населению: "Мы думали, что человек уехал куда-то, а он, оказывается, на свалке валяется. Живьём людей закапывали". То, что на Украине обязательно называют "пропагандой" и "постановой", на самом деле оказывается правдой. Однако, все сильнее сужается зона, подконтрольная Киеву. Своей оценкой происходящего с Накануне.RU поделился участник событий 2014-2015 годов на Донбассе на стороне добровольцев, историк Игорь Пыхалов.

– Действительно, там украинскими военными и националистами совершаются действия, которые можно вполне определённо считать военными преступлениями, то есть они сознательно стреляли по жилой застройке, не по военным целям, не оттого, что там где-то стоит наша техника, а для того, чтобы терроризировать местных жителей. Этому я был сам свидетелем.

Сейчас они укрепляются в населённых пунктах, городах, прикрываясь местным населением, как щитом, и чтобы освободить территорию от националистов, приходится главным образом беречь гражданское население, и никак иначе.

Накануне пришли сообщения о захвате Мариуполя в кольцо, и чтобы понимать, что такое на самом деле это кольцо, надо понять, что здесь сама местность очень хорошо проходимая. То есть если где-нибудь в других местах, условно говоря, на севере России очень ограниченное количество дорог, то здесь помимо дорог есть ещё всякие "направления", поэтому даже когда в 2014 году Луганск некоторое время был в осаде, был полуокружён украинскими войсками, всё равно там линии снабжения оставались, можно было обойти дороги.

Чтобы именно плотно заткнуть этот "котёл" вокруг Мариуполя, нужно перерезать не только все идущие оттуда дороги, но и взять город в кольцо так, чтобы и мимо дорог нельзя было выйти. Потому что иначе сохраняется возможность, бросив технику, живой силе противника уйти. Но в целом, поскольку тут задействована российская армия, то я думаю и надеюсь, что они с этой задачей справятся.

С нашей стороны должны быть такие действия, чтобы, во-первых, никоим образом не стрелять сознательно по жилой застройке, если нет необходимости. Но с другой стороны, если там стоит вражеская техника, то придётся всё-таки огонь вести. И нужно постараться предупредить население, чтобы те оттуда успели эвакуироваться.

Трагические реалии таковы, что врага надо уничтожать, но стараясь делать это так, чтобы минимизировать ущерб мирному населению. Я так понимаю, что наши вооружённые силы сейчас именно таким образом и действуют.

То же самое мы наблюдаем на примере боёв в Харькове. К сожалению, этот город не удаётся так быстро освободить именно поэтому. То есть с нашей стороны можно было бы действовать брутально, зачистить их артиллерией и авиацией, но при этом пострадает мирное население, поэтому там и приходится действовать аккуратно.