Аналитика


"Координирующее государство": зачем в разгар спецоперации потребовалась реформа ОДКБ?
Армия и ВПК | В России | В бывшем СССР

Президент России Владимир Путин внёс на ратификацию в Госдуму протокол к соглашению о миротворческой деятельности ОДКБ. В нем появляется понятие "координирующее государство". Сам протокол был подписан ещё в сентябре 2021 г. Однако его ратификация приходится, пожалуй, на самый напряжённый период в истории стран-участниц объединения. Совсем недавно, в январе этого года, силами ОДКБ были подавлены беспорядки в Казахстане, причём формальное решение о вводе контингента принимал премьер-министр Армении Никол Пашинян. А в конце февраля началась военная спецоперация по денацификации Украины. В ней задействованы вооружённые силы РФ, ДНР и ЛНР, а Белоруссия предоставляет территорию для размещения российских войск. Впрочем, с Минском у Москвы налажено взаимодействие силовых структур по линии Союзного государства, а остальные участники ОДКБ, в том числе Казахстан, заявляют о невмешательстве в происходящее. Для чего сейчас нужна реорганизация в деятельности объединения, пыталось разобраться Накануне.RU.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что под эгидой "координирующего государства" предусматривается создание коллективных миротворческих сил (КМС) Организации Договора о коллективной безопасности для применения в операции ООН по поддержанию мира. "Условия участия KMC в операции ООН по поддержанию мира определяются в соглашении, заключаемом координирующим государством с уполномоченным подразделением ООН", — отмечается в документе.

С одной стороны, это позволяет координировать действия миротворческих контингентов нескольких стран, но с другой, выглядит весьма необычно в нынешнем контексте. Ведь именно сейчас наблюдаются значительные разногласия между членами Совбеза, прежде всего между Россией и США, а также между Китаем и США. А Генассамблея на заседаниях, созываемых по предложению западных стран, большинством голосов принимает антироссийские резолюции.

Попытка создания контингента ОДКБ для операций по решению ООН будто зеркально отражает американскую инициативу времён Корейской войны. Тогда на стороне Сеула воевали в основном вооружённые силы США, однако им на помощь были призваны относительно небольшие подразделения из нескольких стран, а участие в конфликте было оформлено как миротворческая акция Организации объединённых наций. СССР тогда бойкотировал заседание Совбеза из-за несогласия с тем, что Китай в организации представляет тайваньский режим. Непризнанная в тот момент на Западе Китайская народная республика формально не стала посылать свою армию, а военнослужащие НОАК оказались в Корее как добровольцы. Тогда мир впервые оказался на грани Третьей мировой войны, но всё же конфликт удалось перевести в тлеющую стадию.

Очевидно, что прежний миропорядок изживает себя и на смену приходит новый. Но если проамериканский контингент ООН всё же хотя бы формально состоял из представителей большинства западных стран (и не только западных, например, Турции и Эфиопии), то в нынешнем виде охват Коллективных миротворческих сил выглядит куда скромнее. Впрочем, и амбиций на установление мирового порядка у ОДКБ нет, а вот на евразийском пространстве объединение может оказаться вполне дееспособной силой.

Политолог Владимир Киреев обращает внимание, что буквально за последние месяцы произошли фундаментальные изменения как в конструкции международной безопасности, так и в общей конструкции политических отношений. Среди них — повысившийся уровень конфликтности, образование военно-политических союзов, таких как AUKUS и активизация деятельности ОДКБ, что явно проявилось впервые в операции в Казахстане в начале этого года. Ещё одним фактором стал рост международной напряжённости вокруг ситуации на Украине, в которой де-факто и де-юре принимает участие Россия и признанные ей силы Донецкой и Луганской народных республик.

"Всё это предполагает создание нового юридического аппарата как в одностороннем порядке Россией за пределами своих границ, так и в совместных операциях, таких как ОДКБ и других военно-политических объединениях, в том числе и в рамках Организации объединённых наций. Это связано с необходимостью юридического определения внешнеполитических приоритетов, должно быть задекларировано в документах, чтобы стать основанием для стратегий, программ, концепций, которыми руководствуется Россия в своей внешней политике. На основании этих внутренних юридических документов будут созданы международные правила использования вооружённых сил как в военных, так и в гуманитарных миссиях, во внешнем управлении территориями, которые приобретают спорный характер, и в совместном использовании военных и политических инструментов со своими союзниками", — отмечает эксперт.

По его мнению, сейчас будет сделана заявка на переформатирование ООН, потому что предыдущие 30 лет она либо послушно выполняла американские поручения, либо была недееспособна, когда требовалось ограничить деятельность самих Соединённых Штатов. Поэтому будет поставлен вопрос о реорганизации ООН с тем, чтобы она действительно стала переговорной, диалоговой площадкой, как это было в период биплоярной системы СССР — США.

"Думаю, США на это не согласятся, произойдёт ещё серия конфликтов. Их будет не один, не два, они будут проходить до исчерпания сил одной из сторон. И тогда ООН может вернуться к своей функции арбитра и структуры, способной легитимизировать применение насилия для решения действительно серьёзных глобальных проблем: и для наведения конституционного порядка, и для устранения экстремистских режимов, и для борьбы с криминальными синдикатами, которые зачастую контролируют уже целые страны", — полагает он.

Если Россия вместе с Китаем образуют новый полюс силы, то мы вернёмся к биполярной системе.

Непосредственно к участию в украинской спецоперации силы ОДКБ вряд ли будут привлекаться, но, как недавно писал экс-советник президента Владислав Сурков, "впереди нас ждёт много контактной геополитики", поэтому, вполне вероятно, что уже скоро мы увидим Коллективные миротворческие силы в действии.



Федор Мелехов