Отзыв лизинговых бортов становится реальностью, и гражданская авиация рискует остаться без львиной доли своего авиапарка. Конкретного решения нет до сих пор, однако, кабмин, кажется, делает ставку на обновленный "Суперджет", его доработку лоббирует Минпромторг.
На днях ведомство сообщило, что собирается сократить сроки сертификации самолета SuperJet-100 с отечественными двигателями ПД-8 и провести ее в ближайшие 12-14 месяцев.
Однако эту инициативу раскритиковал академик РАН, бывший советник президента РФ Сергей Глазьев. По его словам, заявление Минпромторга о наращивании производства "Суперджетов" не может рассматриваться в качестве эффективного импортозамещения в авиастроении, поскольку этот самолет собирается из импортных комплектующих.
"Правильным ответом было бы массовое производство Ту-204, Ту-214, Ту-334, Ил-96, которые являются исключительно российскими и на которых летают правительственные чиновники. Пора исправлять стратегические ошибки в развитии авиапрома, допущенные по коррупционным мотивам", — отметил Сергей Глазьев.
Бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Олег Смирнов в беседе с Накануне.RU отметил, что правительству надо очень серьёзно задуматься над той программой, которую предложить сейчас. Гражданское самолётостроение в стране фактически разрушали на протяжении последних 30 лет, и простого выхода из этой ситуации не предвидится. Проблема самая экстраординарная за всю столетнюю историю нашей гражданской авиации.
"Никогда раньше нас не вносили в такие списки и не лишали самолётов, которые дали в лизинг. Да и не нужны они были в лизинг, потому что у нас на 100% была своя техника. К примеру, в 1990 г. у нас с вами было 15 тыс. летательных аппаратов в "Аэрофлоте", среди них ни одного западного. Все наши — и маленькие, и большие, и средние самолёты", — напомнил он.
Теперь за то, какие самолёты производить, рвут чубы на всех совещаниях. По его словам, если совсем не на чем летать, то надо, действительно, в первую очередь восстанавливать те самолёты, которые уже сертифицированы — типа Ту-204, Ту-214, Ту-334: "Их ставь на крыло — и полетел". Если думать о будущем, то, конечно, надо делать упор на МС-21, на усовершенствование "Суперджета-100" и ликвидацию его многочисленных недостатков.
Что касается самолётов малой авиации, то за 30 лет "ни у одного министра мозгов не хватило сделать замену самолёту Ан-2", сетует Олег Смирнов. И хотя сейчас "Байкал" подготовили к массовому производству, но проект нужно ускорить.
Наконец, большие самолёты, тут у нас есть очень хорошая база — Ил-96. "Главный показатель — на каком самолёте летает президент? На нашем, на Ил-96. А почему бы Ил-96 не приспособить для перевозки наших граждан? Вполне можно приспособить. И Воронежский завод готов это делать. То есть, варианты есть. А раз варианты есть, значит, мы выживем", — полагает он.
Отметим, что Nakanune.RU спрашивало президента РФ о перспективах Ил-96 в гражданской авиации еще в 2015 году.
Эксперт Олег Смирнов считает, что у нас есть пример практически безвыходной ситуации — война, когда наши самолёты разбомбили на земле. "Война же неожиданно, без объявления началась и немцы прилетели на аэродромы, расколошматили нашу технику, которая стояла на земле. Но уже в декабре в голом поле начали делать самолёты. В поле! Министры тогда не в кабинетах сидели со своими секретаршами на коленях и коньяком, они там в палатках жили. И мы через полтора года имели полный перевес в воздухе наших самолётов. Вот это экстраординарный случай и экстраординарные действия правительства", — добавил он.