Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который ограничивает информацию о российских акционерных обществах и запрещает перестраховку структур из недружественных государств. По мнению экспертов, такой пакет мер призван лишить Запад возможности расширить санкции на контрагентов. Между тем, крупные бизнесмены в ожидании новых мер давления уже стали номинально выходить из своих активов. Аналитики считают, что такие защитные рокировки, вероятнее всего, будут лишены смысла, так как Евросоюз и США будут все дальше наращивать санкционное давление на внешнеторговые связи? и крупнейшие активы пострадают так или иначе. Подробности — в материале Накануне.RU.
Новый закон был опубликован 14 марта. Как декларирует правительство РФ, документ разработан для защиты национальных интересов России в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций. Так, например, для иностранных акционеров увеличили порог участия, который позволяет получать документы общества и оспаривать в суде сделки, с 1% до 5% документов, и оспаривать в суде сделки и действия, с 1% до 5% акций. Также российским страховым компаниям фактически запрещено вести дела с коллегами из недружественных государств, в случае, если на это нет специального разрешения ЦБ РФ.
К прочему, Банк России получил полномочия самостоятельно определять перечень информации, которую финансовые организации теперь смогут не раскрывать публично, обходясь только ее предоставлением регулятору. Практически то же касается и компаний с государственным участием. Получить такую информацию в открытом доступе станет невозможно, ее будут предоставлять только заинтересованным ведомствам, например, Счетной палате и Минфину.
Аналитик Дмитрий Абзалов считает, что такие меры со стороны государства выглядят оправданными, они направлены на защиту экономических интересов страны. При этом их продолжительность, а также глубина воздействия напрямую зависят от длительности санкционного воздействия на РФ.
"Если санкции будут далеко и надолго, какие-то меры сохранятся. Если будут приниматься какие-либо в сторону их ослабления — ситуация будет изменяться. Однако в ближайшее время, около месяца, нас ждут шоковые действия", — отметил Дмитрий Абзалов.
Экономист Михаил Делягин добавил, что речь идет, например, об ограничении раскрытия списка контрагентов.
"Компании могут не раскрывать информацию, которая может нанести ущерб их деятельности, что логично в условиях экономической войны, которую объявил Запад. Это может быть информация о контрагентах, что позволит исключить применение расширительного списка санкций, чтобы компании не доводились до банкротства за то, что они работают с условным "Сбербанком"", — резюмировал собеседник Накануне.RU.
Впрочем, не исключено, что закрытие доступа к информации также может быть направлено на защиту активов и имущества российских олигархов и топ-менеджеров крупных компаний, оказавшихся в санкционном списке. Особенно учитывая то, что сейчас наиболее крупные предприниматели пытаются так или иначе скрыть свою формальную причастность к собственному бизнесу.
На днях стало известно, что владельцы активов УГМК Искандер Махмудов и Андрей Бокарев перестали быть контролирующими бенефициарами компании и вышли также из АО "УК "Кузбассразрезуголь", АО "Восточный порт", АО "Ростерминалуголь". Кроме того, ранее организация Искандара Махмудова ООО "Виолан" вышла из состава учредителей ООО "Агро-актив", которое управляет сельскохозяйственными предприятиями холдинга УГМК, передав свою долю Андрею Козицыну.
Бокарев и Махмудов – не единственные олигархи, отказавшиеся от участия в принадлежащих им активах. С 9 марта Дмитрий Пумпянский вышел из бенефициаров "ТМК" и состава Совета директоров компании.
Экономист Константин Селянин отметил, что такое поведение крупных бизнесменов объясняется попыткой дистанцироваться от предстоящих санкций, так как, с точки зрения Запада, владельцы крупных предприятий так или иначе поддерживают действующий режим. По его словам, юридически это возможно сделать, переведя управление на траст или другого бенефициара, но фактически сохранив контроль за собой.
"Но, на мой взгляд, это наивная попытка, так как дело приобретает серьезный оборот: очевидно, что по мере продолжения спецоперации поток санкций будет нарастать и все больше задевать внешнеторговые отношения. Сегодняшний пакет санкций больно ударит по Свердловской области, так как запрещает поставку металла. Не исключаю, что в скором будущем дело может дойти до меди и алюминия. Следующая возможная мера — это запрет перевозок российских грузов в европейские порты и США. Уже физически будет невозможно доставить партию, например, алюминия", — резюмировал эксперт.
Собеседник издания добавил, что сейчас для РФ остается один рынок сбыта — это Китай. Однако КНР во многом обеспечивает себя самостоятельно, а Россия не является его крупнейшим партнером. "Китай ведет себя лукаво и в случае переориентирования на этот рынок, условия могут быть не самые выгодные. Китай, безусловно, крупный наш партнер, но не самый. Россия — 13-й по величине внешнеторговый партнер КНР с годовым оборотом 50 млрд долларов. С той же Кореей оборот составляет 120 млрд долларов, а с США — 600 млрд долларов", — резюмировал экономист.