Заявления о возможном компромиссе по нейтральному статусу Украины прозвучали накануне едва ли не как сдача позиций России и Хасавюрт 2.0. На фоне того, что стремительного продвижения российских войск или массовой сдачи в плен украинских военных не происходит, совпадение позиций переговорщиков по нейтральному статусу на многих наблюдателей произвело впечатление того, что спецоперация выдохлась и Кремль готов выйти из игры?
О том, что нейтральный статус Украины сейчас обсуждается на переговорах всерьез в увязке с требованиями РФ о гарантиях безопасности, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Сценарий демилитаризация Украины по австрийскому или шведскому варианту с сохранением собственной армии, но без наличия иностранных военных баз обсуждается на переговорах делегаций Москвы и Киева и может рассматриваться в качестве компромиссного варианта, такую информацию подтвердили пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и глава российских переговорщиков Владимир Мединский.
Если несколько лет назад для формата внеблокового статуса этой страны употреблялся термин "финляндизация", то теперь речь зашла о нейтралитете по модели Австрии или Швеции. Выбор стран в качестве примера, конечно, не более, чем дело вкуса, тем более, что и "финляндизация" была лишь общим ориентиром, а не чётко прописанной стратегией. Однако в данном случае вопрос стоит куда серьёзнее — дело не в абстрактном нейтралитете (в конце концов, в Киеве только вчера успели заявить об отсутствии гарантий вступления в НАТО и тут же попроситься в любой другой блок вместе со страной, обладающей ядерным оружием).
"Посмотрел на реляции МИДа о переговорах, сразу вспомнил покойного генерала Лебедя с его Хасавюртовскими соглашениями, позор которых всем дорого обошелся — взрывами домов до время второй чеченской войны. Предательство элитки — это вечная проблема хоть в Смутное время 17 века, хоть в перестройку 80-90-х 20 века. Неужели повторится и при позднем Путине в 20-х годах 21 века?" — такими впечатлениями поделился депутат Госдумы Сергей Обухов.
По мнению белорусского политолога Алексея Дзерманта, нейтралитет Украины нужен в ином формате. "Необходимо полное политическое переформатирование Украины. Скорее, по модели ГДР/ФРГ, где ФРГ с нейтральным статусом и отсутствием серьезной армии может быть только Западная Украина или даже ее часть (только Галичина)", — считает он.
Социотехнолог Роман Алёхин напоминает, что у спецоперации РФ две цели — денацификация и демилитаризация. Демилитаризация нужна для того, чтобы не было угроз территории России, а в области денацификации и кроется главная тема социальных технологий. Любые переговоры и любое решение, которое не позволит поставить на Украине дружественное правительство, приведёт к новому конфликту.
"Если там будет продолжать развиваться идеология "антиРоссия", а она будет продолжать развиваться без дружественного или нашего правительства, то мы просто отойдём и заморозим конфликт. Даже не на десятки, а, возможно, на три-пять лет. Часть народа, в основном, конечно, молодёжь, настроена антироссийски. Плюс, вторая идеология — это классическая идеология нацизма-фашизма. Соответственно, без ломки идеологий варианта мирного сосуществования России и Украины нет. Поэтому нельзя просто разоружить Украину. Кто будет после разоружения мешать тихонько накапливать оружие? Мы говорим, что ядерного оружия у них не будет... Ну не будет, да. А всё остальное — открытие лабораторий биологических, накопление наступательных и других вооружений, кто это запретит полностью независимому государству делать? Никто. И тихо это будет продолжено так, как это было с 2014 года", — рассказал он в беседе с Накануне.RU.
Кроме того, как подчёркивает эксперт, сегодняшняя Украина не согласится и с самоопределением Донецка, Луганска и принадлежностью Крыма к России, на чём настаивает РФ.
Также заявления о возможном компромиссе не связаны напрямую и с ходом спецоперации. Отсутствие значительных изменений на картах может быть связано с тем, что украинская армия лишилась подвижности в условиях дефицита горючего, а российская накапливает силы для окружения больших городов. Поэтому будущий нейтралитет Украины для Москвы — лишь один из пунктов, по которому компромисс возможен, а для Киева это средство затянуть время.
"Украинское правительство полностью подокнтрольно евроаммериканским, скорее, даже больше американским стратегам. А надежды стратегов на то, что Россия быстро сдуется под гнётом санкций, не оправдались. Пока у людей есть деньги, работа есть. Население сильно потеряло, но не критически, чтобы молить об остановке спецоперации. Затягиватся время для того, чтобы посильнее оказать влияние этими санкциями. Соответственно, что-то выдумывается, чтобы взять передышку. А передышки нет как таковой. Войска продолжают окружать крупные города, Украина терпит ущерб, людям нечего есть. И, скорее всего, это приведёт к началу внутренних конфликтов на Украине или революции, когда народ пойдёт уже не против России, а против своих властей, которые не смогли ни защитить население, ни предоставить каких-то гарантий или мер безопасности. Всё будет к этому идти, и пока это выгодно больше нам", — подчеркнул Роман Алехин.