В ходе освобождения Волновахи в одной из школьных библиотек нашли учебники "Захист Витчизни". Предмет по структуре чем-то напоминает российское ОБЖ, однако от содержания волосы встают дыбом.
В украинских пособиях Россию называют врагом, жителей ЛДНР — террористами и учат подрастающее поколение тактикам НАТО. То есть в целом готовят учеников школ к войне.
Также Народная милиция ДНР показала книги с нацистской тематикой, которые хранятся в библиотеке школы поселка Верхнеторецкое: "Большинство из них о войне. Они героизируют запрещенный в РФ батальон "Айдар". Детей с маленького возраста натаскивают на нацистскую идеологию".
Свою оценку этому уже дал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
"Такие факты поражают, ведь учебник, по сути, это то, с чего начинается образование, это основной инструмент. Мы видим, что происходит с украинской системой образования, сначала там запрещают использовать слово Отечество, теперь в открытую пропагандируют среди детей жестокость, милитаристские западные концепции, показывают фотографии жителей Донбасса, изображая их террористами. Этому, на мой взгляд, невозможно найти объяснение", — рассказал российский министр.
Кандидат исторических наук Станислав Сливко отмечает, что в украинских учебниках явно видны все признаки подготовки молодого поколения к войне.
"Да, и в России тоже есть элементы начальной военной подготовки, и в советское время обязательным элементом подготовки школьника была начальная военная подготовка, которая проходила в рамках допризывной подготовки. И в принципе в этом нет ничего экстраординарного. Другое дело — как этими знаниями учат пользоваться и для чего они применяются. Тут важен контекст. В советских учебниках черным по белому проходила мысль, что советская армия является оружием мира во всем мире, стоит на рубеже своей Родины. Украинские же учебники нужно рассматривать в контексте всей исторической политики украинского государства, которое в течение фактически 10 лет (это началось еще до майдана) вживляет и в общество, и в подрастающее поколение воинствующий националистический дух. Идеология украинского национализма — как и в целом любого другого национализма — настроена на выстраивание образа "свой-чужой", на образ врага", — отметил он.
Однако, министру Кравцову, ругая украинские учебники, стоит помнить и про российские пособия по истории, которые нередко сводятся к отрицанию советских достижений и даже очернению этого периода — это та дорога, с которой начала и Украина. Обучение доходит вплоть до исторических мифов, например, будто СССР и гитлеровская Германия были союзниками до начала Великой Отечественной войны.
В общем-то, это и неудивительно, ведь одним из главных идеологов российского образования до сих пор остается профессор ВШЭ Александр Асмолов — ярый антисоветчик, которому, видимо, "с народом не повезло". Так, например, недавно на одном из крупных ютьюб-каналов он дал интервью, в котором условно поделил общество на людей "истины", таких, как он, которые, якобы, все тонко чувствуют, и даже испытывая депрессию, они таким образом протестуют; и тех, кому нужен "простой мир войны и мобилизации". Собственно, что он как идеолог может внести в российские учебники? Покаяние?
"В России сегодня происходит ментальная гражданская война. Она проходит по территории семей, диванов, и мы сталкиваемся с тем, что за этой войной мы видим людей, которые не являются представителями фанатичного общества... И они как человеки (?) испытывают ужас и удивляются, почему другие не понимают, когда история попадает в кровавые колеса — для них это очевидно, а в ответ они сталкиваются с воспитанниками "идеологии безопасности"... Еще раз повторяю, Россия — это страна перманентной чрезвычайной ситуации", — сказал он.
Таким образом, стоит обратить пристальное внимание и на то, что происходит с образованием и у нас самих. Вносить изменения надо было еще вчера, но сейчас, на фоне спецоперации, эта тема, кажется, становится актуальна и остра как никогда раньше.
Первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной думы Олег Смолин подчеркивает в беседе с Накануне.RU: "Нам надо еще раз внимательно посмотреть на содержание отечественных учебников и избавить их от некоторых штампов, которые там до сих пор существуют. Поэтому, как мне кажется, ситуация обяжет пересмотреть во многом содержание гуманитарного образования в патриотическую сторону, но здесь очень важно, чтобы патриотизм был цивилизованным — чтобы мы, стараясь воспитать любовь к своей стране, не воспитывали ненависти к другим странам".