За выходные сразу несколько политиков успели заявить в той или иной мере о возможности вхождения Донецкой и Луганской народных республик в состав России.
Так, глава ЛНР Леонид Пасечник заявил, что референдум о вхождении в состав РФ может пройти в ближайшее время. Он отметил, что на нем "народ реализует свое абсолютное конституционное право" и добавил, что "почему-то уверен, что это именно так и будет". Но позже сказал, что пока никакой подготовки к референдуму не ведется.
Примерно такую же точку зрения высказал и глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Калашников, заявивший, что сейчас "не подходящий для этого момент". Тем не менее, в кругах депутатов есть и мнения, что весь юго-восток Украины может войти в состав РФ.
На этом фоне кажется интересным "оговорка по Фрейду" от директора СВР Сергея Нарышкина на открытом заседании Совета безопасности, прошедшего 21 февраля. Тогда на вопрос ко всем членам СБ РФ о том, нужно ли поддержать признание независимости народных республик, только Нарышкин ответил о согласии "присоединить республики". В ответ он получил поправку от президента: "Мы об этом не говорим, мы это не обсуждаем. Мы говорим о признании или непризнании независимости".
Впрочем, с тех пор спецоперация ушла далеко вперед, и уход с занятых территорий многими будет воспринят как очередные "Хасавюртовские соглашения".
Политолог Павел Салин считает, что сейчас власть находится в состоянии относительной неопределенности и будет принимать политические решения, исходя из тех военных результатов, которые будут достигнуты к началу мая. А все, что сейчас озвучивается, — это лишь возможные варианты. Пока же для оценки ситуации есть слишком много меняющихся факторов.
А политолог Максим Жаров отмечает, что определяться с решениями нужно уже в кратчайшие сроки.
"Я думаю, что вся эта дискуссия [о референдуме] уже была закончена Пасечником. Вероятно, она была вызвана изначально желанием здесь, в Москве, каким-то образом подтолкнуть лица, принимающие решения, к таким решениям. Если судить по контексту о референдуме о присоединении к РФ, эти решения должны быть достаточно кардинальными, меняющими отношение и с действующим украинским руководством, и отменяющими переговорный процесс с этим руководством, то есть это достаточно серьезные изменения того инерционного хода событий, в котором мы сейчас находимся, начиная с 24 февраля.
С моей точки зрения, нужно определяться с решениями в ту или иную сторону в кратчайшие сроки, потому что дальнейшее промедление, попытка усидеть одновременно на нескольких стульях приведет к непоправимым последствиям для страны", — сказал он в беседе с Накануне.RU.