Югра ведёт активное импортозамещение в нефтяной отрасли — в округе реализуется профильный федеральный проект, который курирует зампред правительства РФ Александр Новак. Его цель — разработать отечественные технологии добычи трудноизвлекаемой нефти. Также в регионе создают условия и для малого и среднего бизнеса, который бы создавал комплектующие для нефтянки. О том, как в ХМАО работает импортозамещение, на полях форума "Нефтяная столица" в интервью Накануне.RU рассказал заместитель губернатора автономии Алексей Забозлаев.
— Какие решения в нефтянке власти Югры планируют предпринять в ответ на вводимые антироссийские санкции?
— Программой импортозамещения мы занимаемся давно. В части работы с трудноизвлекаемыми запасами углеводородов отмечу совместный с Минэнерго России и компанией "Газпром нефть" федеральный проект, который курирует заместитель председателя правительства Российской Федерации Александр Новак. Цель проекта — разработать отечественные технологии освоения трудноизвлекаемой нефти.
Чтобы получить необходимую технологическую независимость, в регионе работаем с баженовской свитой. И вызвано это не только санкциями, но и особенностями структуры недр. У нас она другая — нам нужно разрабатывать свои рентабельные технологии. На форуме "Нефтяная столица" состоялась дискуссия о многостадийном гидравлическом разрыве пласта (ГРП). Это как раз те технологии, которые сегодня отрабатывают на технологическом полигоне.
В целом, доля импортного оборудования и материалов, которые используются при нефтедобыче, составляет примерно 15-20%. Все остальное — отечественное. Больше всего импортного оборудования у нефтесервиса.
Что мы делаем в части импортозамещения? Во-первых, создали рабочую группу "Центр новой индустриализации". Мы не стали ставить целью её работы только импортозамещение, её задачи несколько шире. В эту группу вошли не только руководители отраслевых ведомств, но и, в первую очередь, представители бизнеса. Мы попросили, чтобы из бизнеса были не руководители, а именно технари, с которыми можно будет говорить на одном языке и совместно принимать решения.
Первое заседание у нас прошло. Мы рассказали, какие сегодня инструменты уже создало Министерство промышленности. Есть программный продукт "Биржа импортозамещения", где будут аккумулироваться все запросы наших предприятий по замещению оборудования, которое ушло с рынка. Поэтому цель — создать базу, чтобы производители отечественного оборудования могли видеть, какие есть запросы у промышленности, и оперативно на них реагировать.
Мы понимаем, что у себя в регионе на 100% все потребности в оборудовании мы не заместим. Это работа и задача для всей страны.
У себя мы создаем промышленные и индустриальные парки, технопарки, где малый бизнес будет налаживать производство для оперативного замещения комплектующих. На выставке технопарк "Импульс" представил 5D-принтеры, которые мы закупили. Там уже выпускается продукция, которая нацелена на замещение комплектующих, например, крыльчатка охлаждения электродвигателя насоса, печать мембраны для насосов, работающей в агрессивной среде. По оценкам специалистов, себестоимость изготовления изделий в 10 раз дешевле приобретения.
В Югре создаём условия, чтобы можно было оперативно производить комплектующие. Через Министерство промышленности выходим на крупные предприятия, кто занимается импортозамещением крупных узлов и агрегатов. Также рассматриваем возможность локализации такого производства у нас в регионе. И, естественно, выстраиваем отношения с нашими дружественными странами. Они, в принципе, у нас и прежде были. Теперь планируем эту работу активизировать и размещать крупные заказы у них. Сегодня тот же Китай переориентируется на производство оборудования, которое раньше поставлялось из Европы.
— А сроки какие? Как скоро будет налажен серийный поток?
— Конечно, за месяц это невозможно осуществить. Нам нужно в этом году создать задел, базу, чтобы решать все эти вопросы оперативно. Используем все инструменты поддержки и развития производства, начинаем работать по размещению производственных мощностей под потребности югорского бизнеса.
— На форуме "Нефтяная столица" много различных конкурсов для разработчиков. Насколько эти технологии применимы прямо сейчас?
— Мероприятия форума — конференция молодых ученых и конкурс инновационных проектов, ежегодно работают по трём направлениям: экология, нефтедобыча, промышленное производство.
Выделю конкурс проектов, так как представленные здесь проекты живые. Идеи, которые там применяются, уникальны. Проектами занимаются те, кто уже работает, молодые учёные. Предлагаемые ими идеи, технологии соответствуют запросам отрасли, заказам предприятий, готовы для реализации на производстве. На открытии форума губернатор Наталья Владимировна Комарова выделила два внедрённых проекта от участников прошлогоднего форума, на деле подобных проектов больше.
В этом году центральной темой обсуждения на форуме стали ESG-стандарты. В силу последних событий не могли не затронуть тему импортозамещения. Перед участниками конкурса инновационных проектов поставили задачу оценить, как представляемые ими инновации способны содействовать импортозамещению. Этот показатель вошёл в оценку.
— Информационные технологии также пострадали от санкций. Как в этой части в Югре обстоят дела? Как поддерживаете предпринимателей, не уходил ли кто из технопарка?
— У нас нет крупных компаний, потерявших IT-шников. Что касается работы в Югре, этим мы давно занимаемся, потому что тема информационной безопасности давно стоит остро. Всё, что касается информационной безопасности, у нас – на отечественных продуктах. Мы здесь серьёзно "закрыты". Во время пленарной сессии, состоявшейся 23 марта, была задержка — произошла ddos-атака, которая приостановила работу системы видеоконференцсвязи "Zoom". Наши специалисты за семь минут восстановили работоспособность системы и перешли на резервный протокол, заседание провели. Попытка была очень серьёзная. Если бы у нас не было необходимых специалистов, мы бы пленарное заседание провели, но участников по ВКС там бы не было. Специалисты у нас высококлассные, мы ими дорожим.
— Если говорить о нефтянке, следует ли ждать снижения уровня добычи нефти? Как изменит экономику Югры то, что под налог на добавленный доход (НДД) могут подвести всю Западно-Сибирскую нефтяную провинцию?
— Объём добычи зависит не от санкций, а от востребованности на рынке. Востребованность есть, добыча будет сохранена. В рамках сокращения ОПЕК+ мы работаем по принципу "Сколько договорились, столько добываем".
Что касается НДД, югорская экономика выиграет. Цена слишком "прыгает", о конкретных суммах говорить рано. Это будет влиять на доходы и прибыль работающих в регионе компаний. В округе один из основных налогов, поступающих в бюджет, – налог на прибыль.