Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что считает потенциально возможным применение в системе образования опыта советской школы. Об этом он сказал на встрече с членами фракции "Справедливая Россия — За правду" в Госдуме.
После начала спецоперации на Украине и санкционной войны Запада в стране заговорили о восстановлении традиционного для России образования. Экс-премьер, председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин сказал, что присоединение к Болонскому процессу не только не оправдало возлагаемых на него надежд, но и привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования. Автоматического признания дипломов о высшем образовании выпускников российских вузов, что было "приманкой" Болонской системы, в западных странах и не произошло. И настало время для выхода России из Болонского образовательного процесса. Правда, Степашин призвал при этом сохранить все его преимущества. Но в чем они состоят, вряд ли кто-то способен внятно ответить.
Эту тему во власти не сильно подхватили, а вот в экспертной среде началась дискуссия. Актриса Мария Шукшина открыто обратилась к Мишустину и призвала его услышать мнение большинства граждан России.
Шукшина привела огромное количество мнений людей, которые ей написали. Обобщая их, можно заметить, что так или иначе они основаны на советской модели, хотя некоторые просто являются ностальгией. Предложения можно разделить три основных блока:
Мария Шукшина выложила видеоролики на своей странице о том, что на Украине реально занимались детьми. Правда, в них воспитывали ненависть, но результат не заставил себя ждать.
"Почему в наших школах исключили воспитательную функцию — вопрос риторический, на него с радостью только грефы ответят. Ну, а на Украине воспитанием, как мы видим, занимались серьезно, теперь плоды пожинаем", — написала актриса.
Мишустин же растекся в своих оценках Болонской системы. Он сказал, что "у советского образования были свои сильные стороны", однако "сегодня многое строится иначе, но надо внимательно посмотреть именно на те аспекты, которые можно было бы взять". Интересно, долго ли власти будут смотреть? По его словам, власти стараются, чтобы в нынешней системе образования учитывались национальные особенности. Нужно, чтобы подготовка специалистов "соответствовала современным вызовам". Что означают все эти общие фразы, непонятно. Может быть, даже самому Мишустину.
Совсем недавно Правительство РФ согласилось с предложением Минобрнауки приостановить в этом году учет индексации публикаций российских ученых в международных базах данных и участия в зарубежных научных конференциях. О чем идет речь? О вопиющем. Чтобы просто защитить диссертацию, начинающим исследователям в России обязательно нужно опубликовать определенное количество статей в западных журналах, входящих в определенный перечень. То есть хотите стать хотя бы кандидатом наук — отчитайтесь на Западе о том, над чем вы работаете.
Об этом еще в 2020 году шла речь на круглом столе в Общественной палате РФ, посвященном проблеме участия российских вузов в западных рейтингах. Декан факультета управления и политики МГИМО Генри Сардарян отметил, что места в западных рейтингах стали одним из инструментов кадровой политики в российских университетах, поскольку значительная часть ведущих университетов России уже давно закрепила в качестве одного из критериев работы преподавателя наличие статей в журналах, которые входят в сеть Scopus или Web of Science, так как этот показатель является одним из ключевых для места вуза в рейтинге QS.
"То есть вопрос о том, будет ли профессор в России переизбран или не переизбран на свою должность, в конечном счете зависит от того, опубликует ли он свои статьи в журналах, которые одобряются частными компаниями, зарегистрированными либо в США, либо в Великобритании, или где-нибудь в Нидерландах. Те рейтинги, о которых мы говорим, не международные, это рейтинги частных компаний, которые занимаются бизнесом", — подчеркнул Сардарян.
А почетный президент Российской ассоциации политической науки Александр Никитин отметил, что эти рейтинги стали одним из основных средств управления российской наукой через распределение бюджетных и грантовых средств.
Позже анализ РАН 94 зарубежных журналов, включенных в базы данных Web of Science или Scopus, показал, что в них опубликовано 24 тысячи "мусорных" статей российских авторов. "Схема" работает очень просто. Из-за роста количества публикаций на Западе университет получает повышенное финансирование, часть этих сумм тратится на премии авторам, те платят посредникам. Иногда посредникам платят и сами университеты. Хорошо как бы всем: авторы штампуют статьи для повышения своего рейтинга, вузы повышают свой. Только российская наука катится вниз. Вместо реальных исследований — "научный онанизм".
Теперь до конца года на это все наложен мораторий. То есть публиковать статьи можно, просто на рейтинги это не влияет. Но политолог Сергей Михеев заметил, что все это — попытка оставить пути к отступлению.
"Все эти действия пока носят знаете какой характер? Давайте переждем, а потом обратно вернемся в это ярмо! Значит, это создает впечатление у людей, что вы всех кинете. Как вы собираетесь освободить мозги молодых людей, если вы даже по таким мелочам боитесь сделать шаг?" — заявил Михеев на канале "Россия 1".
Еще в 2016 году ректор МГУ Виктор Садовничий высказал мнение, что пора отказаться от Болонской системы.
"Раньше специалисту, тому же инженеру, преподавали в достаточной степени и гуманитарные науки. Он не был ограничен только своей специальностью. А сейчас фундаментальное образование заменили "компетенциями". У тебя есть место работы, где инструкция определяет, что ты должен знать. В рамках этой инструкции ты получил эти навыки. А если чуть-чуть приподняться — уже не знаешь, не умеешь, этому ни в каком колледже и вузе не обучали. Клиповое сознание: ответы на вопросы тестов вместо школьных сочинений, отсутствие анализа происходящего на уроках истории. Вместо фундаментальных знаний — поставить крестик в нужном месте, заполнить табличку", — сказал Садовничий.
Пока же образование России по своей ориентации является задворками "настоящего" образования — западного, на которое все время поглядывает как на образец — а как там на Западе. От этого нужно избавляться. Болонская система ничего не дала России, а только разрушила. Детей нужно воспитывать и учить по российскому опыту, чтобы наши дети выросли действительно нашими.