Южная Осетия заявила о готовности провести референдум о вступлении в состав РФ. Многие политики в России встретили это пожелание положительно, между тем, такой сценарий сулит осложнение отношений с Грузией, которая пока не вошла в число стран, поддержавших санкции в отношении России из-за спецоперации на Украине.
Политолог Александр Чачия констатирует, что нынешнее грузинское руководство вынуждено считаться с настроениями в широких народных массах. А там настроения отнюдь не антироссийские. Наоборот, основная масса населения выступает за нормализацию отношений с Россией и особенно после всех событий последнего периода, когда стало очевидно, что ориентация на НАТО, Запад и Америку в критический момент оборачивается полным фиаско.
"Что касается позиции в отношении санкций, в данном случае грузинское руководство, в первую очередь, сам Иванишвиили, который тесно связан с российскими финансово-экономическими кругами, понимает, что это ничего хорошего не принесёт. Это будет полный крах экономики Грузии. Сейчас Грузии очень тяжело в экономическом отношении, как и другим постсоветским странам, собственной экономики практически нет. И прерывать отношения с Российской Федерацией, в которой работает свыше миллиона грузин, они переводят деньги, [в самой Грузии] российские структуры имеют бизнес, содержат местные предприятия, нецелесообразно. Там работают люди и грузинское руководство просто не может себе позволить это потерять. В этом состояла суть тех оправданий, которые грузинский премьер приводил американскому послу, убеждая его в том, что для Грузии это будет крах, который в итоге обернётся ростом антиамериканских настроений в обществе. Поэтому Иванишвили сделал правильно, когда дал указания правительству не присоединяться к санкциям", — рассказал он в беседе с Накануне.RU.
Включение Южной Осетии в состав РФ, конечно, не будет плюсом для межгосударственных отношений. Но, как отмечает эксперт, мыслящая часть грузинского общества понимает, что по-другому быть и не может. Дипломатических отношений между Россией и Грузией нет, никаких контактов нет. Грузинская политическая элита заявляет, что не пойдёт ни на какие переговоры с Россией до решения территориальной проблемы. Но как решать эту проблему и вообще о чём-то договариваться, если нет процесса переговоров, если нет контактов, какого-то совместного обсуждения? Грузинские руководители сами себя загнали в тупик. Это, с одной стороны, результат близорукости грузинских элит, а с другой — результат американского вмешательства в наши отношения.
Отметим, что пока неясно, насколько в Цхинвале действительно намерены добиться вхождения в состав России. Во-первых, идея о референдуме высказывалась уже не раз и в данном случае она может стать ходом в кампании Анатолия Бибилова, которому уже в апреле предстоит побороться за переизбрание на пост президента республики. Во-вторых, Южная Осетия служит офшором для экономических операций республик Донбасса. Конечно, обстановка в последних сейчас очень быстро меняется, в феврале они получили официальное признание со стороны РФ (то есть, фактически их статус сравнялся с самой Южной Осетией), но именно факт регистрации не в России юрлиц, контролирующих предприятия в ДНР и ЛНР, играл важную роль. И здесь на пути проведения референдума могут возникнуть проблемы со стороны интересантов этого офшора. Как отмечает агентство Infox, даже если народ республики поддержит это решение, то российские власти могут к нему и не прислушаться. В-третьих, на прошлой неделе уже звучала идея о проведении аналогичного референдума в Луганской народной республике, но вскоре она была признана преждевременной.
Однако нельзя не заметить, что сейчас ведётся зондирование общественного мнения о переформатировании постсоветского пространства. Крупный тг-канал "Майор и генерал" сообщил о возможной подготовке к денонсации Беловежских соглашений. Якобы, это должны сделать представители России, Белоруссии и Украины. Причём произойти это должно, будто бы, в декабре, к столетию создания СССР. Зная, мягко говоря, противоречивое отношение руководства РФ к советскому прошлому, в это верится с трудом. Кроме того, пока нет никаких официальных подтверждений на сей счёт. Но, вероятно, сейчас прорабатываются различные сценарии — от присоединения территорий до их объединения в рамках какого-то нового союза.
Доктор исторических наук Вячеслав Тетекин напоминает, что Беловежские соглашения были приняты с такими нарушениями правовых норм, что это их можно называть просто листом бумаги. Но под давлением сил, захвативших тогда власть в Москве и других столицах, он был признан юридическим документом, ратифицирован и воспринимался как полновесный юридический документ. Многие юристы говорят, что никакого правового роспуска Советского Союза не было, потому что участники соглашений не имели никаких юридических оснований для того, чтобы распускать Советский Союз.
"Но мы исходим из того, что в общественном мнении ратификация Беловежских соглашений состоялась. Поэтому процедура денонсации имеет значение и вес. Насколько я понимаю, соответствующее решение Государственная Дума уже приняла [в 1996 году]. Но соответствующий закон не был принят, поскольку там тройная процедура: Государственная Дума, Совет Федерации и подпись президента, после чего законопроект становится законом. Второй и третий этапы не были пройдены. Поэтому сейчас, в том числе и в КПРФ, обсуждается идея, чтобы вновь вернуться к этому вопросу, добиться от Совета Федерации отмены Беловежских соглашений и дальше отправить на подпись президенту", — рассказал он Накануне.RU.
Что касается возможного референдума в Цхинвале, то, по мнению Вячеслава Тетекина, наличие двух осетинских республик, одна из которых независимая, а другая — часть Российской Федерации, это некий исторический казус, который нужно преодолевать. Поэтому желание вступления Южной Осетии в состав России — это вполне рабочий вариант, и не нужно дожидаться более долгосрочных событий типа возрождения Союза.
Вместе с тем, интеграция на постсоветском пространстве сталкивается с гораздо большей проблемой. Одним из важнейших условий создания Союзного государства должно стать изменение социально-экономической системы в России. "Сейчас события, которые происходят в мире, особенно санкции, диктуют необходимость возврата к иным моделям управления, они как раз двигают в сторону командной экономики, усиления роли государства, оттеснения олигархов от командных высот в экономике", — подчеркнул Вячеслав Тетекин.