Эксперты от сельского хозяйства на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России обсудили насущные проблемы продовольственного рынка. Как на производстве, а в конечном счете на потребителе и ценах скажутся все те ограничения, наложенные на нас западными санкциями и собственной же экономической политикой внутри страны? Подробности — в материале Накануне.RU.
"Мы не производим ни одного комбайна по уборке сахарной свеклы"
Иностранные комбикорма для животноводства, химикаты для производства средств защиты растений, техника и комплектующие, семена, закваски, оборудование для переработки мяса, хмелеуборочные машины — мы очень зависимы по всем этим пунктам, сегодня это болевые точки, перед промышленностью стоит серьезный вопрос импортозамещения в краткие сроки, а перед сельским хозяйством в целом — задача максимально удержать скачущую вверх стоимость продуктов питания. Предприятия, которые могли бы производить комплектующие и оборудование, на настолько малы, что в ближайшей перспективе представляется немыслимым, что они заполнят рынок, который ранее на 70% занимали иностранцы.
Эксперты поражаются, что до сих пор есть предприятия в агропромышленном комплексе (АПК), которые работают 3-4 дня в неделю, а им стоило бы начать уже сейчас работать круглыми сутками, чтобы восполнить грядущий голод промышленников по новым машинам.
Председатель комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса, академик РАН Петр Чекмарев считает, что в деле защиты страны сразу после Армии стоит сельское хозяйство, возможность обеспечивать продуктами граждан.
"Мы знаем, что нам придется дальше поставлять продукты и на территорию Украины, и в ряд дружеских стран, а те, кто недружественные, они тоже к нам придут за продовольствием, если мы все это создадим", — отмечает он.
Академик называет основные слабые места сегодняшнего производства, которые могут больно ударить по продуктовой корзине потребителя завтра. Первый фактор удорожания — износ техники, которой сегодня и так немного. Чекмарев приводит цифры — в 1990 году у нас был 1 млн 300 тыс. тракторов, при этом посевная площадь составляла 117 млн га, на сегодняшний день 428 тыс. тракторов, а посевных площадей — 80 млн га.
"Если дальше мы не будем обеспечивать техникой сельское хозяйство, то мы можем и эти гектары потерять. Поэтому нам надо срочно наладить производство сельскохозяйственных тракторов. Я уже не говорю о возрасте этой техники, около половины — это более 10 лет. Вопрос номер один: обеспечение тракторами, комбайнами, другой сельскохозяйственной техникой. При этом должен отметить на сегодняшний день, что у нас недостаток техники в садоводстве, в овощеводстве, мы не производим ни одного комбайна по уборке сахарной свеклы, морковоуборочных комбайнов, томатов, картофелеуборочных машин крайне недостаточно", — говорит эксперт.
Также сегодня промышленность не поставляет оборудование для животноводческих ферм. Эксперт констатирует, что у нас отсутствует собственное оборудование для переработки молока, закваски для производства кисломолочной продукции, их в страну заводится более, чем на 10 млрд руб. ежегодно.
"Каким образом делать сыры, каким образом делать кисло-молочную продукцию для того, чтобы все это было заменено? Такая же ситуация по переработке мяса, тоже нужно налаживать промышленность по выпуску машин. Сейчас стоит вопрос о продовольствии, постоянно идут разговоры, что вот-вот и пива не будет в стране, нет хмеля. Да, нет хмеля, все упустили, потому что нет хмелеуборочных машин, нет сушилок, то есть для хмелеводства практически ничего нет, кроме большого ассортимента коллекции сортов хмеля. Наша наука создала эти сорта, но дальше дело не идет, потому что нет машин, на которых можно было бы работать", — заключает академик РАН Петр Чекмарев.
При этом Министерство промышленности и торговли РФ в лице директора профильного департамента Марии Елкиной заверяет, что у нашей промышленности есть большой шанс вырасти за этот год, потому что существенно сократятся потоки импортных поставок. А потребность в основных видах техники перекроется за счет наших производственных возможностей и белорусских предприятий. В России запущена программа софинансирования по производству новых видов техники для сельского хозяйства и оборудования для пищевой промышленности.
Молоко и мясо
Можно предполагать, что в будущем цены на продукты, которые невозможно изготовить без иностранных машин, начнут расти. Главный вопрос — что будет с ценами на мясо и молоко. Представители животноводства объясняют, что 50% себестоимости от литра молока — это траты на корма, и именно за счет комбикормов может происходить удешевление стоимости продукта, но здесь есть свои нюансы. Удерживать цены станет очень сложно — пока животноводы "живут" на кормах, которые заготовили в 2021 году, но уже наступает новый весенне-полевой сезон,
"Мы сейчас сталкиваемся с другой реальностью, с другими цифрами, с другими запчастями, которые очень быстро растут в цене, все цены вырастут именно в 4 квартале. И тогда цена на молоко в себе стоимости будет значительно выше", — сказала генеральный директор Института молока Татьяна Нагаева.
Серьезный рост стоимости производств, оборудования, средств защиты растений семян может привести к увеличению средней себестоимости молока и мяса, даже льготное кредитование не перекрывает возможные издержки.
Контроль цен
В целом, представители сельского хозяйства не считают, что у нас может возникнуть дефицит продуктов, только если по некоторым позициям и ненадолго, пока не развернется на полную мощность производство собственных семян, средств защиты растений и комплектующих. Но цены будут расти, так как удорожание сегодня касается всей цепочки производства сельхозпродукции.
Изменение цен в одном сегменте АПК приводит к изменению всех ценовых изменений в агропромышленном комплексе, объясняет научный руководитель ФГБНУ ВНИИЭСХ Россельхозакадемии Иван Ушачев. Эксперт считает, что стабилизацией ценовой ситуации на агропродовольственном рынке должно являться регулирование ценовых отношений между сельским хозяйством, пищевой промышленностью и торговлей, в том числе на внешних рынках.
"Тут считаем необходимым создание комплексной системы мониторинга цен, охватывающих всех участников продовольственной цепочки "от поля до прилавка", во-вторых, необходимо расширить перечень социально значимых продовольственных товаров и установить на них предельные надбавки в оптовой, розничной торговле, а также предельные надбавки импортерам. Кстати, это делается в Белоруссии", — говорит эксперт.
Также необходима скорейшая разработка и реализация мер поддержки внутреннего спроса на продовольственные товары. В том числе через систему внутренней продовольственной помощи социально незащищенным слоям населения. В ТПП предлагают разработать и принять федеральный закон, регулирующий цены и ценовые отношения в АПК и на продовольственном рынке.
Так, уже в 2021 году в России индекс цен производителей сельхозпродукции составил 119%, что является максимальным значением, отмеченным за последнее десятилетие. В то же время, еще большими темпами росли цены на промышленные средства производства, за год они увеличились на 24,5%. В результате за прошедший пятилетний период рост цен в первой сфере АПК составил 46%, а это в два раза больше, чем в сельском хозяйстве.
"Отсюда можно делать соответствующие выводы. Вот почему сейчас крайне важно разработать и внедрить долгосрочные механизмы, гарантирующие предсказуемость цен, о чем говорил президент в своем послании Федеральному собранию", — полагает Ушачев.
Эксперт предлагает регулирование цен разделить на два подхода: регулирование на рынке социально-значимых продовольственных товаров и регулирование на рынке остальной продукции, которое должно базироваться на свободном ценообразовании, но в пределах установленного коридора, при котором верхний предел защищает интересы покупателей сельхозпродукции, а нижний позволяет сохранить гарантированный минимальный доход аграриям.
Начнут ли российские власти стимулировать собственное производство?
Председатель Совета ТПП — промышленник Константин Бабкин считает, что мы обладаем всеми базовыми объективными условиями для увеличения производства в три раза, это касается и промышленности, и сельского хозяйства.
Чтобы совершить прорыв, необходимо соблюдение довольно простых факторов: государству необходимо усилить поддержку данных секторов, но для этого нужна политическая воля и изменение стратегии экономического развития. Необходимо снизить налоги, чтобы налоговая система стимулировала производство, и сделать более мягкой денежно-кредитную политику. В конечном итоге, государство должно защищать наших производителей на внутреннем рынке и поддерживать на внешних, чего пока не наблюдается. Несмотря на то, что спецоперация на Украине идет уже больше месяца, многие в кабмине и ЦБ по-прежнему живут старыми парадигмами.