Считавшиеся нейтральными странами Швеция и Финляндия хотят вступить в НАТО уже в этом году. Похоже на то, что США решили ответить России за спецоперацию на территории Украины приближением НАТО на северных границах.
Как заявили изданию Times американские чиновники, членство обеих стран в Альянсе стало серьезной темой на переговорах министров иностранных дел НАТО. Они должны подать заявку уже в июне. Специальная военная операция России стала очень удобным предлогом.
Глава МИД Британии Лиз Трасс сделала характерное заявление. По ее словам, основополагающий акт Россия-НАТО 1997 года мертв, и нужно "переосмыслить" поддержку не только Швеции и Финляндии, но и Грузии и Молдавии. Это может означать, что британцы решили эти страны тоже тянуть в Альянс. Единственное, что может этому помешать, особая позиция США.
"Эпоха взаимодействия с Россией закончилась. Пришло время отказаться от устаревшего подхода в отношении России", — заявила Трасс.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг отмечает, что Альянс будет рад видеть Финляндию и Швецию, которым обеспечат быстрое вступление. Это подтвердила постпред США при НАТО Джулианн Смит. Видимо, эти страны будут втягивать в военный блок в ускоренном режиме.
Население этих стран, в условиях резко усилившейся небывалой русофобской пропаганды, в целом сейчас поддерживает вступление в НАТО, хотя еще совсем недавно большинство было против и выступало за нейтральность. В марте, однако, президент Финляндии Саули Ниинисте осознавал риски вступления в НАТО. Он сказал, что есть серьезный риск эскалации ситуации в Европе.
Для успокоения России официальный представитель Пентагона Джон Кирби на днях заявил, что НАТО не планирует размещать свои силы в Финляндии и Швеции. Но зачем их тогда принимать?
Финский политолог Йохан Бекман считает, что правительство Финляндии может и не рискнуть начать вступление в НАТО, так как это может быть фактором сильного раскола внутри финского общества.
Да и защитит ли НАТО страны Скандинавии? В этом отношении принято ссылаться на статью 5 Устава НАТО, которая гласит, что вооруженное нападение на одну страну НАТО рассматривается как нападение на Альянс в целом, и каждая страна Альянса окажет ту помощь, которую сочтет необходимой, включая применение вооруженной силы. То есть статья 5 не является гарантией немедленного совместного военного ответа всех стран НАТО.
Профессор по международным отношениям Томас Йонтер отмечает, что статья 5 никогда не применялась на практике.
"Статья 5 не означает автоматически, что, скажем, если Россия войдет на территорию Литвы, то на следующий день или месяц туда прибудут итальянские, испанские и датские войска. Мы не можем сказать наверняка", — сказал Йонтер.
Одной из целей США может быть усиление военно-политического давления на Россию. Как заявил Столтенберг, для адаптации к "новой реальности" НАТО инициирует развертывание масштабных сил постоянного базирования на восточных рубежах, увеличив численность войск в восточных странах почти на порядок.
Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, комментируя дальнейшее расширение НАТО, подчеркнул, что Альянс является продуктом Холодной войны и должен уйти в прошлое. То есть Китай снова повторил свою позицию, как ранее в случае Украины, когда именно действия НАТО были названы причиной украинского кризиса.
Вице-президент и директор по исследованиям в Центре национальных интересов, бывший директор по анализу России в ЦРУ Джордж Биби отмечает, что напряженность между Россией и НАТО все возрастает.
"Логика, которой стороны руководствовались до сих пор, сводилась к тому, что чем выше уровень эскалации, тем сильнее она отрезвляет одну из сторон, которая в какой-то момент должна начать стремиться к деэскалации. Однако та реальность, в которой мы оказались, эту логику пока не подтверждает. Каждый новый шаг вызывает еще более эмоциональный ответ, основанный на страхе и возмущении, что только усиливает общее напряжение. И чем больше каждая из сторон убеждает себя в том, что стоит перед жестким выбором между поражением и дальнейшей эскалацией, тем более вероятной становится прямая война между Россией и НАТО со всеми вытекающими последствиями... Даже если говорить о поставках летального оружия Украине, то любая интенсификация здесь неизбежно увеличит вероятность прямой военной конфронтации между Россией и Западом. Поэтому все дальнейшие шаги Вашингтона будут во многом зависеть от его целей в отношении России", — рассказал Биби.
Политолог Дмитрий Родионов считает, что вступление Финляндии в НАТО возвращает нас к ситуации 1939 года, когда СССР был вынужден решать проблему силой. И тогда удалось отодвинуть границу от Ленинграда, подготовив город к будущей войне с Германией и ее союзниками, в том числе Финляндией.
"Конечно, сегодня граница не на таком угрожающе малом расстоянии, но, по сути, мы рискуем вернуться к ситуации прошлого века, только в новой геополитической реальности. В случае конфликта в Европе нам придется пробивать не только сухопутный коридор в Калининград, но и коридор для наших судов через Балтику, который НАТО, опираясь в том числе на финскую инфраструктуру, попытается перекрыть едва ли не первым делом", — пишет Родионов.