Понятно, что после 24 февраля мир уже не будет прежним, но и Россия не будет и не должна быть прежней. В прежнем ее состоянии полуанабиоза "ни то – ни сё".
Необходимо избавление от всего чуждого и вирусного, всего того, что прямой дорогой вело ее к состоянию Российской империи начала 20 века, где, с одной стороны, был катастрофический проигрыш в Русско-Японской войне, а, с другой стороны, предательство и последующий развал февраля 1917 года. Последние переломные события стали лакмусовой бумажкой, на которой многое, от чего годами отмахивались, ссылаясь на "передовой" опыт, проявилось.
За последние годы мы не смогли избавить нашу экономику от паразитирующих "насосов" по откачке ресурсов и финансов из страны. Финансовое обескровливание экономики продолжалось ударными темпами, где кража наших финансов Западом — только верхушка айсберга. Не смогли победить офшоризацию нашей экономики, которую десятилетиями продвигали "эффективные менеджеры". Многие из них на поверку, как топ-менеджеры "Аэрофлота", оказались банальными агентами продвижения чужих интересов, годами ставившими палки в колеса в развитие отечественного авиастроения?
Также показательно, что во время борьбы с коронавирусом у нас многие говорили, дескать, хорошо, что реформами и оптимизациями не до конца убили советскую медицину. А если бы окончательно разрушили, переформатировали, поставили ее исключительно на капиталистически рельсы, что было бы тогда, даже страшно себе представить.
Мы увидели катастрофическое положение дел в нашей культуре, где, как оказалось, главное вовсе не национальное, а рука дающего. Вот и получилось, что отечественная культура стала попросту кормовой базой для определенной публики, практически монополизировавшей ее в духе пресловутого "Голубого огонька". И это не потому что наши деятели культуры какие-то особенно не от родины сей, а именно таковы были ориентиры, такой поведенческий стиль приветствовался, поощрялся, являлся выгодным, а также воспринимался прогрессивным.
Такой же системный кошмар происходил и с образованием, с наукой. В высшей школе, парализованной западными стандартами, действовала инерция на выталкивание перспективных кадров за пределы страны, а заграничье рисовалось символом успеха. Вот и не сложный выбор: распрямляй крылья или "загнивай в России".
Школьное образование – давно уже притча во языцех. Это и эксперимент по пресловутому ЕГЭ, который годами жестко критикуется и профессиональным сообществом, и всем кому не лень. И дикое отождествление образования с услугой, которое нанесло большой вред и выстроило систему отчуждений и безразличий, когда достаточно было "натаскать" ученика на автоматические реакции под нужный ответ. Еще осенью 2020 года вступил в силу закон о воспитательной функции образования, который был принят во исполнение норм обновленной Конституции. Но любому очевидно, что образовательная услуга и акцент на воспитательном характере образования – это вещи, мягко говоря, крайне плохо сочетающиеся.
Нас годами стреножили, мешали нормальному развитию страны слепым копированием и бездумным переносом западных стандартов во все жизненно важные сферы. Все заграничное нами, будто эллочками людоедками, воспринималось за фетиш, за нечто сакральное. Ничего другого мы не готовы были ни видеть, ни слышать, пока нас банально не обокрали и против нас не развязали широкомасштабную экономическую, гибридную и информационную войну. Вот уж точно, пока гром не грянет, мы к здравому смыслу не готовы прислушиваться.
Самая главная наша проблема — кадровая, проблема в элитах. Ведь те же "большие патриоты", сбежавшие из страны, разве сильно отличаются от наших финансовых элит, политических, где патриотическая риторика — зачастую лишь удобная и выгодная маска и поза? Ту же нашу родимую партию власти многократно сравнивали с "Партией регионов" Януковича, которая растворилась и пропала, как только запахло майданным жареным. До сих пор никто не опроверг это сравнение, не доказал реальностью его несостоятельность.
Поэтому и создается ощущение, что сейчас нередко делается акцент на политпиаре, на устройстве большого шума и скольжении по верхам для создания видимости бурной деятельности, чтобы пыль пустить в глаза "глубинному народу". При том, что России необходимо настоящее возвращение к себе, к национальному, как безусловной и важнейшей доминанте во всех сферах жизнедеятельности. Возвращение к себе и доверие к себе в экономике, культуре, образовании и так далее. К своей географии, в конце концов. Чтобы мы не воспринимали себя в качестве плохо успевающих школяров на дальней периферии. Думаю, что сделать это будет не так-то просто, все-таки очень сильна инерция десятилетий нашей подражательности и западоориентированности. У многих головы попросту нафаршированы этими догмами-стереотипами. Они до сих пор связывают нас по рукам и ногам, видимо, в силу иллюзорных надежд на возвращение в прихожую западного "рая", из которой нас изгнали.
Но дело то в том, что теперь нам попросту жизненно важно не только научиться самостоятельно ходить, но и жить своим умом и самостоятельно обустраивать свою жизнь. Готовы ли к этому многие наши статусные инфантилы-утописты, которые годами не доверяли своей стране и не верили в свой народ, большой вопрос.
Публицист Андрей Рудалев для Nakanune.RU