На фоне санкционного давления французская компания Renault планирует передать долю в "АвтоВАЗе" (68%) Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ), но с возможностью обратного выкупа акций в течение 5-6 лет. По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, сделка будет "за рубль", но если за это время российская сторона примет осуществит инвестиции, стоимость акций для обратного выкупа может измениться. Кроме того, менеджмент компании может измениться по решению того же НАМИ совместно с "Ростехом". Несмотря на все изменения, промышленный эксперт Леонид Хазанов уверен, что в деятельности "АвтоВАЗа" ничего особо не поменяется. Своим мнением он поделился с Накануне.RU.
— Да, НАМИ будет номинальным владельцем и с точки зрения закона, "АвтоВАЗ" действительно, будет 100% российским предприятием. Но, в то же время, я допускаю, что менеджеры, которые будут управлять "АвтоВАЗом", останутся все те же, то есть это будут представители Renault и других акционеров. Их просто можно перевести в НАМИ или создать дополнительную структуру, устроить там и они будут делать то же самое. Есть много способов, чтобы официально оставить этих людей, это несложно. Ни НАМИ, ни "Ростех" не имеют финансовых возможностей для поддержки "АвтоВАЗа" наплаву, особенно в нынешней ситуации. Они вряд ли будут заниматься такими рутинными, бытовыми процессами, как вопросы о закупке металла, колес и прочего. Поэтому я допускаю, что Renault так и будет участвовать в деятельности "АвтоВАЗа", но просто неофициальным путем.
Тут есть другой вопрос — "Рено" не хочет расставаться с "АвтоВАЗом", но поскольку Россия находится по санкциями, то, вроде как, это "не политкорректно" продолжать владеть крупнейшим российским производителем легковых автомобилей. Соответственно, в этих условиях "Рено" просто договорилось с НАМИ о передаче ему акций. Ведь неслучайно есть оговорка, что если Renault захочет, то может обратно эти акции получить. Если даже эта сделка осуществится как продажа, то все равно цена продажи будет символической, а значит, и выкупаться будет за символическую сумму. То есть особо ничего не поменяется. Главный вопрос — какой будет менеджмент. Если он будет по-прежнему состоять в том числе из представителей Renault, то юридически будет российское предприятие, а фактически иностранным.
Если инвестиции будут с российской стороны, то стоимость акций для обратного выкупа, действительно, может измениться. Имеется в виду, на мой взгляд, два возможных варианта: первый — они просто подорожают на бирже, второй — если "Рено" захочет вернуть пакет акций, то компания должна будет оплатить эту величину инвестиций.
Но в целом я уверен, что "Рено" не оставит "АвтоВАЗ" и захочет выкупить акции обратно, потому что российский рынок для них очень важен, иначе бы оно не владело еще и заводом "Автофрамос". А смысл им отказываться? Если компания не вернется, то это место займут либо российские производители, либо китайские. Обидно же такой рынок оставлять.