В Югре подвели итоги конкурса на строительство второго моста через Обь, который предстоит возвести в Сургуте. Победила компания "Мостострой-11". Масштабную стройку планируют завершить в 2026 г., однако, как отмечают эксперты, мост может появиться и в 2025 г. Новый масштабный объект сделает северные регионы доступнее и станет важной частью инфраструктуры ХМАО.
Действующий мост через Обь (носит имя инженера Валентина Солохина) был запущен в 2000 г. За годы его работы резко возросли количество автомобилей и объём грузоперевозок автомобильным транспортом. Мост сильно перегружен, интенсивность движения транспорта по нему превышает проектную втрое. Выросли и нагрузки на конструкцию моста. При любом ограничении движения по действующему мосту (например, ремонте, ДТП) появляются большие пробки. Из-за этих факторов второй мост имеет не только региональное, но и государственное значение.
Он станет важной частью перспективных федеральных транспортных коридоров Тюмень – Тобольск – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард и Пермь – Ивдель – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Томск. Эти трассы – важные участки направлений Арктика – Азия и Северного широтного хода. Новый мост гарантирует стабильность работы нефтегазодобывающего комплекса и обеспечивает транспортную безопасность топливно-энергетического комплекса государства. Он позволит перераспределить транспортные потоки, разгрузить перегруженный втрое действующий мост, создаст альтернативное направление для круглосуточного пропуска тяжеловесных транспортных средств.
Другая роль нового моста — развитие транспортной инфраструктуры для регионов Севера. Второй мост через Обь улучшит транспортную доступность для югорчан и бизнеса, разгрузит действующие маршруты, расширит пропускную способность региональной дорожной сети и обеспечит людей дополнительной работой. Все это даст рывок в развитии округа, появятся новые предприятия и рабочие места.
Начальная цена контракта — 62,5 млрд руб., в неё входит, в частности, возведение более 40 км четырехполосной автомобильной дороги. Строительство будет идти на условиях софинансирования — 40% стоимости заплатит округ, 60% поступят из федерального бюджета.
"В расчёте учтены рыночные изменения стоимости строительных материалов. Если цены в этот период будут выше заложенных коэффициентов, то есть решение Правительства РФ о возможном изменении проекта", — сказала губернатор Наталья Комарова ещё во время своей пресс-конференции в 2021 г.
Общая протяженность трассы мостового перехода составит 45,56 км. Срок строительства моста – 42 месяца, что является оптимальным для объектов такого плана. Открытие запланировано на 2026 г. Проектно-изыскательскими работами занималась компания "Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург", которая в своё время проектировала Крымский мост (автодорожный и железнодорожный мосты). Проектные решения одобрены научно-техническим советом Росавтодора, получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России".
Итоги конкурса подвели 22 апреля. Победителем стал участник №3, предложивший построить мост за 60,9 млрд руб. На заседании думы ХМАО, состоявшемся 21 апреля, замдиректора департамента строительства округа Яна Щербинина отметила, что после майских праздников власти планируют заключить контракт на строительство моста.
"Это интересный и важный проект — строительство второго моста через Обь в районе Сургута. Он поддержан президентом России и федеральным Правительством, имеет стратегически важное значение как для нашего региона, так и для страны в целом", — оценила будущий мост губернатор Наталья Комарова.
Введя мост в эксплуатацию, власти разгрузят действующий путепровод, подчеркнула Наталья Комарова.
"Это будет совершенно другой уровень стабильности автотранспортной связи с другими регионами России. По сути, колоссальное влияние на обеспечение энергетической, экономической безопасности, развитие Арктики, прилегающих опорных зон развития, Северного морского пути. Мы все заинтересованы в этом объекте", — сказала губернатор.
Важность проекта отметили и на федеральном уровне. "Необходимость второго моста через Обь совершенно очевидна. Людям станет проще передвигаться, грузы будут доставляться быстрее, существующие маршруты разгрузятся, появятся дополнительные рабочие места", — считает депутат Госдумы Вадим Шувалов.
Мост, как отмечает парламентарий, соединит Сургут, Сургутский и Нефтеюганский районы, заметно сократит время в пути для автомобилистов и пассажиров общественного транспорта.
"Реализацию этого проекта буду курировать я. Мост станет частью важнейшего транспортного коридора "Северный Урал". Существующая магистраль едва справляется с возрастающим трафиком, и новая переправа поможет её разгрузить, избежав транспортного коллапса", — полагает политик.
Промышленный эксперт Леонид Хазанов в разговоре с Накануне.RU напомнил, что существующий мост перегружен, ему действительно нужен "собрат". "Построить второй мост — задача довольно непростая, потому что Обь в этом месте широка. Зависит от того, как он будет расположен, как к нему сделают автомобильные подходы, даже от течения реки в этом месте. Мост необходим", — сказал Хазанов.
Город находится на пересечении двух маршрутов — Северной широтной магистрали и трассы Тюмень — Салехард. При строительстве путепровода важно сделать так, чтобы процесс возведения не прерывался ни на минуту.
"Стоимость проекта адекватная. Речь идёт о районе вечной мерзлоты, где надо построить длинный мост. Нужно доставить материалы и рабочих. Заявленные сроки строительства вполне реальны. Если работа будет организована без сбоев, возможно сдать его раньше 2026 г.", — сказал Хазанов.