Аналитика


Неподсанкционный Потанин скупает активы
Экономика | В России

Владимир Потанин и его группа компаний "Интеррос" заметно активизировались на фоне продолжающейся спецоперации на Украине и постепенного ухода бизнеса с территории РФ. Накануне группа "Интеррос" приобрела процессинговую компанию АО "Компания объединенных кредитных карточек" (КОКК), работающую под брендом UCS (United Card Services), ранее в конце апреля Потанин приобрел 35% TCS Group — группы "Тинькофф", так как сам Олег Тиньков решил выйти из бизнеса, громко хлопнув дверью, а до этого "Интеррос" приобрел долю французской банковской группы Societe Generale в "Росбанке" и его страховом бизнесе.

Сделки так или иначе были одобрены Центробанком, но почему владелец "Норникеля" вдруг взялся за банковский сектор? Не на все вопросы есть понятные ответы, впрочем, как считают эксперты, на то есть пожелания "сверху". Подробнее — в материале Накануне.RU.

Владимир Путин, Владимир Потанин(2015)|Фото:kremlin.ru

Второй в России и 54 в мире богатейший бизнесмен в 2021 году по версии журнала Forbes Владимир Потанин имеет давнюю историю в российском бизнесе. С 1990 года он президент компании "Интеррос", в 1992-93 годах познакомился с Михаилом Прохоровым, с которым основал "ОНЭКСИМ Банк", а уже с 1995 года начал скупать различные активы, став инициатором идеи залоговых аукционов. В 1996 на год вошел в должность первого зампреда Правительства, курируя работу многих ведомств и комиссий.

Счетная палата проводила проверку приватизационных сделок и залоговых аукционов, сделав в итоге вывод, что подавляющее большинство было проведено с нарушениями, поэтому рекомендовалось или расторгнуть эти соглашения, или вынудить бенефициаров этих сделок погасить свои обязательства. Но все это носило лишь рекомендательный характер в очень аккуратных формах, да и широкой огласки таки не получило.

Сегодня Потанин остался одним из немногих, а возможно, и единственным олигархом, который не попал под санкции и продолжает скупать активы.

Политолог Павел Салин отмечает, что если в 90-е тогда Потанин наряду с другими олигархами был тем, кто определяет правила игры, то сейчас он на правила игры и происходящие события никак не влияет, как и другие представители крупного бизнеса. Сегодня "социально ответственные бизнесмены", как их когда-то назвал Дворкович, массово уезжают из России, просят, чтобы их не называли "российскими миллиардерами" и всячески пытаются свою связь с Россией отвергнуть, а активы хоть как-нибудь "отмыть" – кто-то через российско-украинский переговорный процесс, а кто-то через продажу или просто через формальный выход из этих активов.

Владимир Потанин в этом смысле для власти оказался "более надежным и предсказуемым", считает экономист Валентин Катасонов, в сравнении с теми же Фридманом и Авеном, которые жалуются на их "бедную" жизнь в Лондоне.

"Потанин, по крайней мере, нигде не высказывался по этому поводу, другие олигархи как-то пытались "отмываться", оправдываться, некоторые решили прийти в себя в Израиле, но Потанин в этом смысле оказался менее публичным. Может быть, ему отвели такую роль "спасителя" оставшихся активов", — считает эксперт.

Политолог Павел Салин также среди возможных причин такой бизнес-активности одной из наиболее вероятных считает отмашку "сверху":

"Вполне возможно, он следует определенным пожеланиям из властных коридоров, чтобы активы не оставались бесхозными. Власть заинтересована, чтобы сохранялись рабочие места и производственные мощности, в данном случае мощности по производству услуг, поэтому вполне возможно, что здесь Потанин выполняет желание со стороны власти".

Салин также напоминает, что обычно власти щедро поощряют тот или иной бизнес, особенно банковский, который остается под контролем в трудные кризисные годы. Так и тут, если Владимиру Потанину, его новым банковским активам или группе "Интеррос" скоро начнут давать какие-то послабления или преференции — это и будет значить, что олигарх действует в соответствии с закулисными решениями. А закулисные решения обусловлены не только его давними связями с властью, но и тем, что за ним водится должок как минимум за аварию в Норильске.

Коллаж, Владимир Потанин, авария на ТЭЦ в Норильске(2021)|Фото: Накануне.RU

Впрочем, своя воля у него тоже имеется — как считают эксперты, сложно не воспользоваться такой ситуацией, когда бизнес уходит из страны на не выгодных для себя условиях, и если кто-то готов продать активы дешевле — почему Потанин должен от этого отказываться?

С другой стороны, неясным остается, почему олигарх остается неподсанкционным, экспертам сложно предположить, чем пользуется Потанин, чтобы оставаться наплаву. Ранее он, конечно, высказывался против национализации, но этого как-то слишком мало, чтобы не давить на бизнесмена, приближенного к властным кругам. И теперь, скупая активы, находящиеся в той или иной мере под санкциями, распространится их "токсичность" на Потанина или его "неуязвимость" на активы? Вопрос открытый.

"Я думаю, что все равно его будут "зажимать" и как физлицо, и как юрлицо — я имею в виду и "Норникель", и "Тинькофф", и другие активы. В общем, это вопрос уже глобального порядка — насколько нас еще смогут зажать", — резюмирует экономист Валентин Катасонов.



Евгений Иванов