27 мая Собор УПЦ принял решение о полной самостоятельности и независимости, по итогам которого осталась масса вопросов. Что конкретно произошло и какое это может иметь значение — в материале Накануне.RU.
Предыстория
Собрание верующих УПЦ было анонсировано Священным Синодом за две недели до этого. Как было заявлено, на нем планировалось обсудить проблемы церковной жизни, возникшие вследствие вооруженного конфликта. Ранее ряд священнослужителей, преимущественно в западных областях, прекратили поминать за богослужениями патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а некоторые даже выступили за разрыв с РПЦ. При этом Синод подчеркнул, что все должно оставаться в рамках священных канонов.
Со стороны киевского режима на УПЦ оказывается огромное давление. От Церкви требуют как минимум порвать с Московским Патриархатом, а еще лучше — уйти в раскол, объединившись с бывшими филаретовцами, которых сейчас формально возглавляет бывший личный секретарь Филарета-Денисенко самозванец Сергей Думенко ("митрополит Епифаний"), а по факту — Фанар и Госдеп США.
За несколько дней до собрания Думенко потребовал отдать раскольникам часть Киево-Печерской лавры. Для этого было решено создать организацию раскольников "Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь)". То есть намек от СБУ был сделан более чем понятный: режим начнет захват Лавры, если УПЦ не примет "правильных" решений. Еще раньше в Раду были внесены два законопроекта — "О запрете Московского патриархата на Украине" и "О свободе совести и религиозных организациях". Они подразумевают разгром УПЦ и конфискацию всего имущества.
В этих условиях и состоялось собрание. В тот же день оно перешло в "Собор УПЦ". По его итогам было опубликовано постановление.
Что решили?
В преамбуле говорится о "военной агрессии Российской Федерации против Украины". Собор постановил, что "осуждает войну как нарушение Божьей заповеди "Не убий!" (Исх.20:13) и выражает соболезнование всем, кто пострадал в войне". Далее Собор заявил, что "обращается к власти Украины и власти Российской Федерации с просьбой продолжать переговорный процесс и поиск сильного и разумного слова, которое смогло бы остановить кровопролитие". Третьим пунктом Собор "выражает несогласие с позицией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по поводу ситуации на Украине".
Что касается этих заявлений, то это чисто гражданская позиция. Но четвертый пункт содержит самое главное:
"Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви".
Какие именно изменения были приняты, неизвестно. В Уставе и так говорится, что УПЦ "является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве". Но что значит "полная самостоятельность и независимость"? Согласно Уставу, УПЦ соединена с поместными церквями через РПЦ. Поэтому предстоятель УПЦ избирается епископатом УПЦ, но благословляется патриархом Московским и всея Руси, имя которого возносится за богослужением во всех храмах и монастырях УПЦ перед именем митрополита Киевского и всея Украины. Если все эти пункты убрали, то фактически произошло отделение от РПЦ.
К слову, уход в раскол и объединение с раскольниками Собором было отвергнуто. Для возобновления связи с ними им нужно "всего лишь" прекратить захват храмов и решить вопрос каноничности иерархии, для чего необходимо восстановление апостольской преемственности ее епископов. Последнее, естественно, невозможно, так как почти все раскольники были "рукоположены" самозванцами и для Церкви не являются священнослужителями. И никакой Варфоломей никакой своей бумажкой изменить это не в силах. Обращает на себя внимание достаточно мягкий тон, но, возможно, это было сделано, чтобы не обострять ситуацию с режимом. Ведь за раскольниками стоит СБУ и вся репрессивная машина, не говоря уже о поддержке США, Британии и прочего "цивилизованного мира".
Разрыв или нет?
Как быть со статусом УПЦ и ее отношением к РПЦ? Самое неприятное, что изменения в Устав, которые позволили бы понять суть, до сих пор не опубликованы. Такое отношение к верующим-членам Церкви недопустимо. Членами чего они являются?
Почему вообще такая секретность? И от кого? Это оставление пространства для маневра или тихий обман? И вообще каков статус принятых изменений? Согласно Уставу УПЦ, "право внесения дополнений и изменений в данный Устав имеет Собор епископов УПЦ с последующим принятием Собором УПЦ". Собор епископов состоялся, а вот был ли это Собор УПЦ, неизвестно. Точнее, это не был полноценный Собор УПЦ, но документ назван "Постановление Собора УПЦ", то есть формально Устав изменен законно. Хотя провести за несколько часов и Собор епископов, и Собор Церкви — это курам на смех. И это лишь усиливает неприятие таких решений, принятых втайне от верующих.
Об отделении от РПЦ свидетельствует тот факт, что митрополит Онуфрий начал поминать патриарха Кирилла не как "великого господина и отца нашего", а в числе предстоятелей других поместных церквей. То есть как предстоятель одной автокефальной Церкви — предстоятеля другой автокефальной Церкви. Это, пожалуй, самое опасное.
Имеет ли УПЦ право на разрыв?
Формально, если УПЦ и так была "самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве", она имеет право на любые решения. Но как это понимать? Вопросы автокефалии не решаются в одностороннем порядке. С другой стороны, ситуация с УПЦ уникальная в силу ее независимости. Какая была связь УПЦ с РПЦ? Духовная. Можно сказать, что эта духовая связь не прервалась — митрополит Киевский и всея Украины не прекратил поминать патриарха Московского и всея Руси. Изменился лишь характер этой связи – не как "великого господина и отца нашего", а как равного себе другого предстоятеля. Является ли это расколом?
"Если становиться на строгую точку зрения, то я лично на данный момент еще раскола не вижу. Я вижу к нему предпосылки и готовность на раскол, но самого раскола пока нет", — говорит известный священник Андрей Ткачев.
Является ли это разрывом? Ответить на это сегодня, наверное, не может никто. Да и что такое разрыв без раскола?
Самое интересное, что территория Украины является канонической территорией РПЦ. И в этом смысле у РПЦ есть все основания считать, что никакие изменения не могут происходить без ее согласия, а значит, односторонний разрыв с РПЦ невозможен. Так, Священный Синод РПЦ заявил, что оценит изменения в Устав УПЦ на соответствие Грамоте патриарха Алексия II от 27 октября 1990 года (о создании УПЦ) и Уставу РПЦ, согласно которому изменения должны быть представлены на одобрение патриарху. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) тоже отметил, что "никакого заявления об отделении от РПЦ не было".
Так что это, отделение по факту без объявления отделения? Этот вопрос на самом деле и является главным.
В РПЦ отнеслись с пониманием
"Мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает УПЦ. Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший Митрополит Онуфрий и епископат должны максимально мудро сегодня действовать, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа", — сказал патриарх Кирилл.
Священный Синод РПЦ также постановил "выразить всемерную поддержку и понимание архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны представителей раскольнических структур, местных властей, средств массовой информации, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности". И выразил сожаление в связи с тем, что в ряде епархий Украинской Православной Церкви прекращается поминовение патриарха.
Мнения разделились
Политолог Ростислав Ищенко очень резко оценивает решения Собора УПЦ. Он считает, что "бывшая УПЦ МП окончательно ушла в раскол" и митрополит Онуфрий скоро уйдет в унию, так как для православных он уже чужой.
"Надеюсь, что они наконец довели свое грязное дело до конца... политическое образование УПЦ исчезнет", — считает он.
Экс-депутат рады и экс-спикер парламента Новороссии Олег Царев считает, что "при изменившейся военной и политической ситуации как проголосовали за автокефалию, так и переголосуют обратно", и это еще один аргумент "действовать до победы".
Руководитель отдела взаимодействия с Православной Церковью Института стран СНГ Кирилл Фролов отмечает, что постановление не имеет канонической силы. Его мнение выглядит вполне обоснованным и адекватным.
"Решение этого собрания не имеет никакой канонической силы, это не было никаким Поместным Собором. Людей созывали на собрание, которое должно было принять некие рекомендательные решения, и вдруг оно "оказалось" Поместным Собором. Более того, в нем не принимали участия иерархи из трех епархий Крыма, пяти епархий республик Донбасса, двух епархий Херсонской области и Изюмской епархии Харьковской области", — сказал Фролов.
Он подчеркнул, что в Церкви решения должны быть приняты всей полнотой и подтверждены последующим Собором. Очевидно, что этого нет и не будет. Даже из присутствовавших постановление не подписали митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, являющийся управделами УПЦ, и митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука. О священниках и мирянах и говорить не приходится. Так что решение этого собрания является выражением мнения части епископата, продавленного в силу политических обстоятельств.
"Если мы готовы под политическим давлением изменять статус Церкви, боясь страданий, то кто поверит нам, что мы наследники Христа страждущего и воскресшего? И на что мы будем способны пойти в дальнейшем?" — заявил архимандрит Алипий (Светличный), настоятель киевского храма святых апостолов Петра и Павла.
Ряд епархий уже выразили неприятие решения в Киеве. Симферопольская и Крымская епархия в субботу заявила, что остается под омофором патриарха Московского и всея Руси. Донецкая епархия также сообщила, что изменения Устава УПЦ ее не коснутся. Как написал экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков, Киево-Печерская лавра тоже продолжила поминать патриарха Кирилла как предстоятеля.
Интересно, что в постановлении есть пункт, что на период военного положения, когда связи между епархиями и церковным руководящим центром осложнены или отсутствуют, епархиальным архиереям предоставлено право самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам епархиальной жизни, относящимся к компетенции Священного Синода или предстоятеля УПЦ. Ясно, что тем самым дан карт-бланш епархиям в Крыму, Донбассе и на освобожденных территориях просто не подчиняться вынужденному решению в Киеве. При этом для СБУ теперь у УПЦ "полная самостоятельность и независимость". Только вот на этом режим не остановится.
Президент Информационно-аналитического центра имени свт. Иринея Лионского, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин считает, что от православия украинские иерархи не отпали, однозначно осудили раскольников.
"Давайте не будем спешить и паниковать, тем более посылать всех украинцев в ад. И не будем давать лишних поводов для злорадства тем, кто уже радостно хихикает и потирает свои руки. Дождемся вожделенного мира и справедливого урегулирования, а тогда, в условиях восстановившихся коммуникаций и свободного обмена мнениями, будут решены и все вопросы церковного статуса. И, я уверен, всевозможные раскольники и их попутчики вновь будут посрамлены", — полагает эксперт.
В то же время очевидно, что долго подобная двусмысленность продолжаться не может, а компромиссы рано или поздно переходят в беспринципность.
"УПЦ сидит на двух стульях — она хочет доказать, что патриотичная, но патриотичность в отношении этого государства — это очень опасное занятие", — говорит священник Андрей Ткачев.
Он уверен, что решающее значение будут иметь результаты военной операции. И с этим трудно поспорить.