Аналитика


Воспитание в образовании — слова есть, а воспитания нет
Образование | Свердловская область | В России

Накануне случился скандал из-за ЛГБТ-танца в одном из лицеев Екатеринбурга, многие общественники возмутились, минобр начал проверку, но родители заступились за школу и директора, а губернатор поддержал родителей, назвав выступление лицеистов "неудачной шуткой". Теперь все проблемы решаются вот так просто — за плохие шутки не наказывают, ведь образование это — услуга, а услугой пользуются родители. И даже никакие профильные ведомства региона ничего против не скажут.

Давно уже власти говорят и про молодежную политику, и про возвращение воспитательного процесса в школах, обещали и советников по воспитательной работе, и сейчас начали возрождать "пионерию", только не ту, советскую, а какую-то свою, "уникальную", видимо, такую же уникальную, как и новая система высшего образования, в которой от бакалавриата и магистратуры отказываться не будут, ЕГЭ останется, но зато все свое?

И понятие "услуга" пока тоже остается в образовательном процессе, но вот воспитание и участие в жизни ребенка услугой быть не может. Как вернуть воспитание в образовательную сферу и чем опасна эта "неудачная шутка" в виде танцулек, Накануне.RU обсудило с депутатом Госдумы, председателем комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ниной Останиной.

Танец поднял много шуму, эксперты говорят в очередной раз о необходимости возвращения воспитания в образовательный процесс, но возможно ли это сейчас, если все время как-то не удавалось?

Нина Останина(2022)|Фото: Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей— Вопрос сформулирован правильно, потому что этот термин даже из закона убрали в 2012 году, а вернули в 2020-м, то есть 8 лет даже не было этого слова в законе. Но слово само вернули, а на практике воспитание не вернулось. Чтобы это стало реальным процессом, нужны и люди, которые бы этим занимались. А доплата в 5 тыс. классному руководителю, который является одновременно предметником и с языком на плече зарабатывает себе на зарплату — конечно, в таких условиях невозможно понимать, чем живет каждый ребенок.

Что-то делается в этом направлении?

— Сейчас есть законопроект о детской и молодежной общественной организации, который предполагает, что мы должны заполнить это пустое место. Но что будет на практике — тоже вопрос открытый. То есть в каждой школе должен быть не один заместитель директора по воспитательной работе, а в каждом классе должен быть человек, который только этой темой занимается, освобожденный от преподавания предметов. Должны быть и вожатые, воспитатели, но при этом мы снова сталкиваемся с такой юридической коллизией — мало кто идет на эти места, потому что, к сожалению, все должности, которые не являются педагогическими, не имеют оснований для выплат последующих пенсий, получения льгот и прочего, потому что эти люди не имеют педагогического стажа. То есть надо менять и законы.

В 2020 году вернули сам термин, но не позаботились о том, чтобы выделить специальные средства, чтобы у нас в школах были люди, которые как раз занимались бы этим воспитанием.

Судя по этому странному танцу, ни учитель, ни директор не имеют права вмешиваться в воспитательный процесс, все решают родители?

— Нет, это не так. Никто учителей в этих правах не ограничивал, просто на это нет возможностей. Представьте большую школу, где 2 тыс. учеников, или сразу холдинг, где еще и детский сад, и школа в одном месте. Только за последние пять лет у нас в 32 регионах было 58 случаев школьных трагедий, в том числе и стрельбы. Казалось бы, вполне благополучные ученики в чистых костюмах, но никто не знает, что у них в голове, — ни родители, которые все время на работе, ни педагоги, которые работают на полторы-две ставки.

То есть триада "учитель-родитель-школьник" разорвана. И общественная среда тому тоже не способствует. Поэтому нужна системная государственная политика. Но в школе, к великому сожалению, кроме как возвращения слова "воспитание" и доплаты 5 тыс. классному руководителю, больше ничего не сделано.

Евгений Куйвашев(2021)|Фото: Накануне.RU

На ваш взгляд, может ли это создать прецедент, когда кто бы что ни делал, потом соберутся родители, а губернатор поддержит?

— Да, действительно, это создает прецедент, некий посыл обществу в этом есть. Но не надо за это исключать и наказывать детей. Я бы на месте этого директора, которая сейчас прикрывается родителями, крепко призадумалась, наверное, принесла бы извинения за то, что они упустили это из виду. Это ведь ненормально, когда идет спецоперация, и тут же мы такие танцы устраиваем. По сути, воюют их сверстники — вот сегодня я нахожусь в Орске, где хоронили молодого парня. Разве это нормально? В Орске хоронят парня, а там они ЛГБТ-танцы пляшут. Мне кажется, это аномально.

То есть дальше обещаний дело не идет? Обещали советников по воспитанию в школах, обещали вернуть само воспитание в образовательный процесс?

— По советникам был пилотный проект, где в 10 регионах вводили эту должность в школы. Представьте себе, один заместитель директора или один советник — на всю школу. Это разве проблему решит? А ведь это рутинная работа на каждый день — каждому ребенку нужно в глаза посмотреть, с чем он пришел, что у него случилось, кто его обидел, какое у него вообще настроение? Я считаю, что никогда один советник не справится с этой сверхсложной задачей. Это нужно делать через каждый предмет, будь то химия, физика или литература. Нельзя делать так, что учитель отвел урок, а дальше — хоть трава не расти. К сожалению, если такие учителя есть, то это не соответствует высокому званию Учитель.

Но есть и юридические и законодательные моменты, ведь у нас все еще не внесен законопроект о том, чтобы отказаться от термина "образовательная услуга". Ну "продал" учитель свои знания, а дальше от него ничего не зависит? Конечно, должно вернуться высокое понятие "Служение" вместо "Услуги". Это касается юридической темы, но и в жизни тоже это должно быть реализовано.

И вместе с тем надо отказаться от этой "гигантомании", когда набиваются двухтысячные-трехтысячные учебные заведения. Надо переходить на небольшие школы, где и дети знали бы в лицо друг друга, и педагоги бы знали этих детей. Мне кажется, это было бы правильнее.



Евгений Иванов