Ситуация на рынке недвижимости катастрофическая, даже всегда оптимистичный "Сбербанк" прогнозирует падение выдачи ипотеки на 20-30% в 2022 году. Недавно эксперты зафиксировали минимальные показатели с февраля 2017 года — количество договоров на ипотеку оказалось самым низким за последние восемь лет, подобной ситуации не было даже во время пандемии коронавируса. Неужели эра доступного жилья в России закончилась? Что будет с рынком недвижимости и ипотечного кредитования, разбирались в материале Накануне.RU.
Хотя выдачи ипотеки в июне на фоне снижения ставок выросли более чем на 80%, но пока остаются вдвое ниже уровня марта, заявил министр экономического развития Максим Решетников.
"Вследствие снижения ключевой ставки банки, соответственно, пошли в снижение ставки, а объем выдач вырос более чем на 80%, но пока ещё до марта не дотягивает", — сказал он в ходе заседания президиума правительственной комиссии по повышению экономики в условиях санкций.
Минэкономразвития также отмечает рост выдач в рамках льготных программ — на 25% по сравнению с цифрами мая этого года. "Основной вклад, более половины, пришелся на программу льготной ипотеки под 7%. За июнь по ней выдано 12 тыс. кредитов на 67 млрд рублей, плюс 36% к маю прошлого года", — сказал министр.
"При этом отдельно отмечу последнюю неделю, когда ставка, как раз было понятно, что уже снижена с 9% до 7%, выдано почти 4 тыс. кредитов (плюс 65% к предшествующей неделе), то есть, такой видимый скачок", — указал он.
Будем откровенными, рынок недвижимости в последние годы развивался только благодаря льготной ипотеке, сегодня кредитование стало менее доступно, и это мощный удар по сектору, но есть и другие "камни" на шее, которые тянут на дно и вторичный рынок, и новостройки.
Главная причина падения спроса на ипотеку банальная — общее снижение доходов населения, сокращение объемов экономики, а также особо ярко проявляется психологический фактор — неопределенность будущего, в таких условиях брать квартиру в ипотеку или вообще менять жилье многие не видят смысла, так как много неизвестных в этом уравнении: останется ли у тебя работа, будет ли гарантированный доход и так далее. Пессимистичное настроение угнетает рынок недвижимости примерно с мая, хотя до этого времени, как ни странно, особого влияния не просматривалось, отмечают эксперты.
"В марте по всей России было выдано порядка 160 тыс. ипотек, в апреле уже 50 тыс., то есть — 70% и в мае уже 30 тыс. У нас сокращается количество ипотечных сделок. Может быть, отложенный спрос сыграет свою роль, но каких-то масштабных взлетов не стоит ожидать", — напоминает статистику эксперт "Циан.Аналитика" Елена Лапшина.
Но стоит отметить, что такого падения настроений и, собственно, обвала ипотечного рынка не то, что не было в неопределенную коронавирусную годину, а наоборот, тогда зарегистрировали буквально пик продаж. За время пандемии объем ипотечных сделок вырос в два раза, рассказывает вице-президент Российской Гильдии риелторов Константин Апрелов.
Если посчитать реальную коррекцию выдаваемой льготной ипотеки от года к году, а не по месяцам, как выдают статистику сейчас банки, дозированно, то падение было на 70%, а то и 80%. При этом особо страдают регионы, где была распространена льготная ипотека с лимитом в 3 млн. Все логично — там, где больше всего брали ипотеку, сегодня больше падение спроса.
При этом попытки незначительно снижать ключевую ставку — а она до сих пор держится на очень высоком уровне 9,5% — не приносят результата. А если учитывать, что многие сегодня сидят на пороховых бочках и не знают, будет ли завтра у них работа, будут ли деньги на квартиру и даже, может быть, еду, то такой скачок цен — не просто удар по карману, это нокаут.
Не стимулируют людей и старые добрые рекламные слоганы от застройщиков: "Покупай сегодня, завтра может быть дороже", потому что все понимают, что сейчас цены максимальные и в будущем недвижимость обязательно подешевеет, так что те, кто может себе позволить ипотеку, решают подождать.
"Главный тренд — потеря рабочих мест, потеря доходов населения, и неопределенность, в том числе экономическая, психологическая у населения в любом случае присутствует. Это такие больше эмоциональные, чем математические умозаключения", — говорит Апрелов.
Тем не менее, некоторые эксперты уверены, что сегодняшнее падение в великий каньон продаж по ипотеке — результат двойного наложения причин. Уже год назад специалисты наблюдали спад выдачи ипотечных кредитов.
Даже то, что с апреля начала действовать 12%-ная льготная ипотека, а теперь уже и 7%-ная, расширен лимит на ипотеку от 3 млн, количество сделок не слишком растет. Рынок превысил возможности по платежеспособности. Цены выросли на 30-40%, естественно, в такой ситуации для людей это стало недоступно. Даже "дальневосточная ипотека" под 0,2% упала в объемах.
"В начале года эта тенденция продолжала укрепляться, так как произошло повышение ключевой ставки. Люди уже в марте, хотя было объявлено о льготной ипотеке с апреля, все равно отказались от оформления жилья в ипотеку, так как боялись грядущего дефолта", — рассказала эксперт фонда "За права заемщиков" Александра Пожарская.
"В перспективе снижение спроса сохранится на ближайшие 1,5-2 года, если не произойдет снижения ключевой ставки до допандемийного уровня, но все равно вернуться к тому уровню продаж, что были в пандемию, уже не получится, потому что цены ушли вверх, а доходы населения не выросли", — говорит Апрелов.
Чем же помогает государство? Мы знаем, сегодня существуют такие меры, как, например, "ипотечные каникулы", с точки зрения покупателей квартир это плюс, а вот эксперты в сфере недвижимости выдают самые мрачные прогнозы. Разгон ипотеки за счет льготных программ, за счет госсубсидирования, за счет специальных предложений от застройщика в какой-то момент сыграет злую шутку прежде всего с финансовым рынком. Многие заемщики, которые воспользовались господдержкой, являются сотрудниками тех самых иностранных компаний, которые уходят с рынка, пока они находятся в простое и получают компенсацию, но их доход уже существенно снизился.
"Сейчас мы слышим, что многие компании перестают платить эти простойные деньги, и накопления, которые есть у людей, вскоре они просто проедят, и через 6-8 месяцев мы увидим огромное количество персональных дефолтов и большой спрос на процедуру банкротства физических лиц. Процедура банкротства — это способ сохранить жилье, когда ты не можешь исполнить свои обязательства по ипотеке и тебе нужно купить более дешевое жилье. Это реальная угроза, которую мы не то, чтобы предрекаем, мы ее видим", — заключает Александра Пожарская.
Банки тоже тормозят дело с ипотекой, так как они стали более осмотрительнее в вопросе платежеспособности клиентов. Процент одобрения ипотечных сделок сокращается, банки боятся того, что потребитель уйдет в дефолт и не справится со взятыми на себя обязательствами.