Аналитика


Крепкий рубль стал головной болью властей
Экономика | В России

Битва за курс рубля ведется в Правительстве России уже довольно давно. И если сначала стояла задача не дать сбыться прогнозу Байдена, что рубль будет по 200, то теперь ситуация повернулась ровно до наоборот — не дать ему слишком сильно укрепиться, ведь тогда сильно потеряет в доходах бюджет, который сверстан исходя из курса 72-74 за доллар, тогда как сейчас это порядка 53 за доллар.

С требованием вернуть курс на позиции до начала спецоперации, а именно 75-80 руб./$, уже выступали министр экономического развития РФ Максим Решетников и первый вице-премьер Андрей Белоусов.

"Формируется вот этот новый пакет вызовов для экономики, в первую очередь крепкий рубль, который, конечно, чрезмерно укрепился. И он создает проблему и для наших экспортеров, и для импортеров", — считает Решетников. Он призывал Центробанк еще больше снизить ключевую ставку, что даст рублю толчок к ослаблению.

Банк России уже снизил ставку с 20 до 9,5% — рубль не упал, не помогли этому и послабления к экспортерам по доле продажи валютной выручки, ранее это было 80%, а теперь уже 50%. В пользу крепкого рубля по-прежнему играет схема "газ за рубли" при высоких ценах на энергоносители, а также то, что и поступающую валюту в стране попросту некуда девать — импорт рекордно упал.

И российские банки продолжают захлебываться в валюте: в мае на счетах осело $8,3 млрд от компаний и физлиц. Теперь ЦБ планирует разрешить экспортерам оставлять выручку за рубежом, заявил зампред регулятора Владимир Чистюхин. Но депозиты за рубежом — это и новые риски ареста активов.

Андрей Белоусов признавал, что механизм, который помогал в условиях плавающего курса обеспечивать его стабильность, сейчас практически не работает. Он уточнил, что оптимальный для экономики курс рубля оценивается в 70–80 руб./$ и необходимо вернуться к нему как можно скорее.

Ведь если вспомнить кризис 1998 года, то тогда ослабление рубля наряду с дешевыми кредитами для предприятий подстегнуло отечественное производство, а сейчас укрепление национальной валюты, по всей видимости, стало уже неконтролируемым, тогда как льготные кредиты выдаются на закупку импорта. На этом фоне звучат опасения, что в такой ситуации российский бизнес скоро переедет в другие страны, в тот же Казахстан?

СВЭЛ, Нижнеисетский завод металлоконструкций(2022)|Фото: Накануне.RU

Депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает, что стратегической пользы для экономики от такого курса рубля, действительно, не наблюдается. В частности, как указывает Дмитриева, от него страдает качественное импортозамещение, о необходимости которого много говорится на высшем уровне.

"Если денежные власти не будут сами проводить политику управляемого ослабления рубля, то существует опасность скачков и неуправляемого падения в случае организованных действий со стороны недружественных стран, например, вследствие целенаправленных усилий по снижению цен на нефть", — полагает она.

Но экономист Михаил Делягин убежден, что крепкий рубль не является главной проблемой для импортозамещения, ведь она решается введением импортных пошлин, даже заградительных.

"Почему же власти пытаются ослабить курс, а не вводить пошлины? Потому что они не могут себе представить возможность активной политики государства, они не могут себе представить возможность и того, что они будут защищать российскую экономику от недобросовестной конкуренции импортными пошлинами, и они не могут себе представить жизнь за пределами ВТО, хотя ВТО уже де-факто не существует уже очень много лет. Но ослабить курс не удается, потому что у нас очень сильно сократился импорт", — заявил Накануне.RU Михаил Делягин.

Что касается ключевой ставки, то рентабельность по активам обрабатывающей промышленности составляет 5%, доступный кредит в таком случае будет составлять 2%, а ставка Банка России, которая обеспечивает этот доступный кредит — это 0%.

"Понятно, что до нуля они снижать ничего не будут, потому что это требует активной государственной политики и стимулирования развития, а не финансовых спекуляций, поэтому они, наверно, ее снизят, но это не окажет значимого стимулирующего влияния на российскую экономику. В общем, в Правительстве дружно сказали — мы хотим 75-80 рублей за доллар, на что Банк России достал лупу и ответил встречным вопросом — а вы кто такие?" — образно описал ситуацию Михаил Делягин.

И, тем не менее, неотоваренные деньги как таковые не представляют никакой ценности в стране, поэтому и необходимо сделать торговый баланс более адекватным. Среди мер, которые могут ослабить рубль, некоторые эксперты называют дешевые промышленные кредиты и увеличение социальных расходов, вплоть до раздачи продуктовых карточек.



Андрей Зимний