Аналитика


Новая программа развития авиации: деньги ничто, "Суперджеты" — всё?
Наука и техника | В России

Стране срочно нужны отечественные самолёты. И денег на это власти выделили — 770 млрд рублей. Уже через семь лет в планах заменить почти все "Боинги" и "Эрбасы" отечественными самолётами: МС-21, Ту-214 и даже новым проектом приснопамятного "Суперджета". И, вроде бы, должно всё заработать. Однако, как заявили накануне в Госдуме — оказывается, двигатели для МС-21 должны были планово импортозаместить ещё к 2000 году! То есть 20 лет назад, но всё откладывали. А теперь опять отчитываются планами, хотя ситуация требует незамедлительного появления готовых отечественных лайнеров.

Ведь Россию загнали в угол санкциями. И по привычке хотелось бы показать пальцем на врага извне, кто объявил санкции, эмбарго и изъятия, но, увы — власти сами делали всё для отказа от отечественного авиастроения. Ещё в 1991 году под руководством Гайдара правительство отказалось от производства своих самолётов под лозунгом: "Запад продаст нам столько, сколько будет нужно". И Запад продавал, пока курс власти в России был выгоден Западу — качать нефть и газ, на вырученное покупать всё за границей, не иметь рабочих мест и достойного уровня жизни.

Так что теперь, проблему опять просто "зальют баблом", или в этот раз что-то получится? Своим мнением с Накануне.RU поделился бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Олег Смирнов.

Как оцениваете новую программу? Семь лет реально, а сумма её хватит?

Олег Смирнов, заслуженный пилот(2022)|Фото: ТВ Центр, скриншот видео— Вот как дорого обходятся поспешные непродуманные ошибки наших правительств и министров. Создавшаяся ситуация — это как раз результат этих ошибок, допущенных за последние 30 лет. И первые, кто начал их допускать, это первый председатель правительства в 1991 году (Егор Гайдар, — прим.), когда он на вопрос корреспондента, а что делать нам с национальным авиастроением, ответил следующее — вы знаете, самолетостроение — это очень сложная работа, она требует много инженеров, много учёных, много заводов для производства комплектующих и материалов, большие финансовые расходы и так далее, а я, мол, договорился с "Боингом", что он даст нам любое количество самолётов, необходимых для работы. То есть "Запад нам поможет".

Эти гайдаровские слова, предательские и непродуманные, привели как раз к сегодняшнему дню. Начали надеяться на Запад, начали покупать "Боинги" и "Эрбасы", губить одновременно наше национальное самолётостроение, что и является целью Запада — угробить наше национальное самолётостроение, потому что мы были самодостаточным государством в производстве самолётов.

В 1990 году мы имели 14 тысяч летательных аппаратов в системе "Аэрофлота", в Министерстве гражданской авиации СССР, и ни одного западного. А летали на все континенты, для этой цели особые самолёты нужны — Ту114, Ил-82 и другие, летали между городами Советского Союза, а это Ту-154, Ту-134, Ту-214, Ту-204 и другие типы. Всё это было сметено проектированием бюджета во имя "Суперджета-100".

И вот опять та же ошибка. На те же грабли наши министры наступили. Что такое "Суперджет-100", какой он национальный — он на 80% состоял из западных комплектующих. И вот сейчас, когда подошло это время и все ошибки вскрылись, "Суперджет-100" тоже на грани остановки, потому что отчасти вырабатывает ресурс, запчасти надо менять, а они производятся все на Западе. Значит, нужно заниматься импортозамещением.

SSj-100 Сухой суперджет-100 авиакомпания Азимут(2019)|Фото: azimuth.aero

Первый, кто забил тревогу, это был наш президент. Импортозамещение — вот уже это слово на слуху, потом на языке у многих членов правительства, но как видите, дело двигается пока очень и очень сложно, потому что разрушать — не строить. А вот создать — это нужен человек компетентный, образованный, умный и заботящийся об интересах нашего государства. И вот сейчас в потугах мы попали в ловушку, расставленную нашим же правительством. И лихорадочно начинаются предприниматься меры по импортозамещению. Но это стоит бешенных денег.

Но и выделяют немало — 770 млрд.

— Те цифры, которые публикуются — это так, первые расходы. Во-первых, нужны колоссальные расходы по импортозамещению деталей оставшихся "Боингов" и "Эрбасов", но и они не дадут стопроцентного эффекта. Денежные расходы у них будут и 200 и 300%, а доход будет значительно меньше, потому что каждая часть, сделанная у нас для "Боинга" и "Эрбаса", должна быть сертифицирована, и этот сертификат должен быть согласован с самими западными корпорациями. А поскольку они никогда наш сертификат не согласуют, значит, мы будем поставлены перед фактом летать только внутри страны. Ни одна страна мира нас не пустит летать с теми запчастями, которые не согласованы с "Боингом" и "Эрбасом". Так что отдача от колоссальных расходов будет мизерная.

Ну и импортозамещение — первая задача — заместить западные комплектующие "Суперджета-100". Это колоссальная работа, объёмы производства, которые необходимо открыть в ближайшее время. Запчасти, механизмы, авионика, гидравлика и прочее — это сотни заводов, тысячи рабочих мест — это всё необходимо делать.

Если взять МС-21, то он был задуман уже грамотнее с точки зрения комплектующих, но, тем не менее, у него оказалось немало западных деталей. Западные "друзья" нам уже отказали в поставке металлов для крыльев МС-21. Пришлось заниматься срочно импортозамещением. Хорошо, что такой металл мы начали первые производить ещё в Советском Союзе, а потом такие министры это "ухлопали", и заводы эти были закрыты. Сейчас мы возвращаемся к производству этих металлов, и помог нам в этом "Росатом". Плюс, второй удар нанесли по МС-21 — отказали в комплектовании авионики. Это более тонкое дело, это новейшие технологии, которыми мы ещё не обладаем. И сейчас мы ищем выход из положения по производству собственной авионики, что тоже будет стоить колоссальных денег.

Таким образом, те суммы, которые указаны — они громадны, но расходы фактические будут значительно больше, а сроки сверхоптимистичные. Разрушать можно одним махом, а созидать требуется время.

Только один момент очень сильно настораживает — всё это делается без анализа истории, без указания виновников создавшегося положения, а они есть. И второе, что очень важно, ничего не будет выполнено из этих благих намерений, несмотря на такие деньги, если мы не заменим команду производства национальных самолётов и организации этого вопроса полностью.

Предположим, будут за семь лет обучены кадры, созданы технологии, обустроена какая-то производственная база, начат выпуск своих самолётов. И вдруг за это время дружба с Западом вернётся, наладится снова. Есть ли опасность, что опять эта дружба с Западом все наработки убьёт?

— Это вопрос риторический. Конечно, огромное количество министров опять побежит за этими обещаниями, это опять будет крючок, на который будет подсаживаться наша страна. Не надо наступать на грабли. А если мы второй раз наступим на грабли, последствия будут ужасающими.

гайдар, приватизация(2015)|Фото:kprf.ru/roscrisis

Тот парк "Боингов" и "Эрбасов", который есть сейчас в России, как надолго его хватит?

— Парка "Боингов" и "Эрбасов", который остался в России, хватит ровно настолько, насколько будут разбираться самолёты, стоявшие у забора, на запасные части. Как запасные части закончатся, так и закончится эксплуатация этих самолётов, они будут стоять у забора.

Американские самолёты уже останавливаются. По разным причинам. Уже даже "Суперджет-100" останавливается, потому что как только срок эксплуатации любой запчасти заканчивается, даже если эта запчасть блестит и хорошо работает, её обязаны по всем международным и нашим правилам снять и поставить новую деталь. Сейчас на "Суперджете-100" картинка ещё хуже. По моим сведениям, якобы вышли из строя, засорились масляные фильтры двигателя. А двигатель французский. Так вот до того деградировала наша промышленность, что даже не можем сделать масляные фильтры?

Если почитать те планы, которые преподносит правительство, то должны успеть сделать свои самолёты. Но при этом надо иметь в виду, что ни одно обещание министров по этому вопросу до сих пор не исполнялось вовремя. Только лапшу на уши президенту вешают.

Сообщают, что двигатели для "Суперджета-Нью" существуют в одном экземпляре, а когда поставят их на поток, неясно. Когда он сможет пойти в серию?

— Производство авиадвигателей — это производство наивысшей инженерно-технической сложности. Двигатель сложнее делать, чем сам самолёт. Это неожиданно звучит, но это оправданно. Это двигатель, который должен безотказно работать на высотах от ноля — земли, и до 12-14 тысяч метров. На земле температура +50, а на высоте 12000м — минус 60. Вот такой перепад. Это всё надо учесть: тут металл сужается, там, наоборот, расширяется, отверстия меняют размеры. И кроме того внутри двигателя температуры превышают 1000 градусов. Это тоже требует определённых технологий, металлов. Поэтому двигатель всегда делается дольше, чем самолёт. И с ПД-8 — там стараются ребята, конечно, они сделали неплохой двигатель, он проходит испытания, надеюсь, что будет сертифицирован и определён в массовое производство. Но я не имею данных о том, чтобы, предположим, с понедельника будет организован массовый выпуск этих двигателей.

ПД-14 двигатель самолет(2019)|Фото: Накануне.RU

"Суперджетом", МС-21 и Ту-214 ограничатся в производстве отечественных самолётов сейчас или ещё возможно ещё что-то, например, ещё советские разработки? Например, для региональной авиации.

— У нас настолько жалкое Министерство промышленности, что у них не хватило смелости и мозгов предложить президенту самолёт на замену АН-2, этот труженик номер один. И уже президент приказал для местных линий выпускать "Байкал" и Ил-114. И тот и другой самолёт готовится сейчас к массовому производству.

Но это разработка ещё советская, не устарел ли?

— Конечно, это разработка ещё тех лет. Я участвовал в одной из первых макетных комиссий Ил-114. Тогда я, будучи ещё замминистра, сказал Генриху Васильевичу Новожилову, генеральному конструктору — я восхищён Ил-18, сколько на нём летал, и для меня это лучший самолёт по эксплуатационным показателям. А Ил-114 — это мини-Ил-18. Он рассмеялся, да, говорит, конечно. Киль Ил-18 показал себя в практике хорошо, шасси хорошо себя показали, крыло хорошо. И, в самом деле, это уменьшенный Ил-18 по конфигурации. Внутри, конечно, поскольку это разработка 80-х годов, это устаревшая модель, но в процессе подготовки самолёта к выпуску его, конечно, доработают обязательно по современным технологиям, улучшат.

лаборатория на базе ил-114, МАКС-2017(2017)|Фото: Накануне.RU

Но что делать — у нас нет времени раскачиваться, ибо Россия без крыльев превращается из самостоятельного государства в мусорное ведро. Потому что из 17 млн кв км 60% площади страны не имеюи ни автомобильных ни железных дорог, и единственный вид и способ передвижения это авиация. А аэропортов малых тысячи разрушили за 30 лет, и авиацию всю загубили за 30 лет, и мы встали перед крахом, когда Россия осталась без крыльев. Поэтому надо быстро делать всё. И даже если появятся такие самолёты, как Ил-114, как Ту-214, как "Байкал2 — это будет благо. А в процессе поддержки авиапрома, если ещё разгонят министров, которые продались американцам за 20 сребреников и загубили наше самолётостроение, то это будет вполне решаемый вопрос.

А что делать с заграничными перелётами на чём летать за границу, на чём нас пустят?

— Это всё зависит от договорённостей с другими странами, чтобы они начали относиться к нам по-человечески. Но пока таких шагов не наблюдается. Я думаю, что перечисленные самолёты начнут выпускать массово через 2-3 года — "Байкал", Ил-114, "Суперджет-Нью", МС-21. И ещё через 3-4 года, вполне вероятно, они обретут всё необходимое для регулярных полётов, и наше население подтянется, получится спрос на внутренние авиаперевозки. А за рубеж когда — на этот вопрос очень сложно ответить. Сейчас мы отключены от Запада, от Европы полностью. Это архисложная и архисрочная тема. Это тема нашей национальной безопасности и национального суверенитета. Настоящий суверенитет был у нас до 1990 года.

А потом настал "праздник независимости"...

— Да, совершенно правильно.



Половников Алексей