Восстановление элементов плановой экономики поможет снизить стоимость импортозамещаемой продукции. Об этом генеральный директор Машиностроительного завода им. М.И. Калинина (МЗиК), президент Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области Николай Клейн сообщил корреспонденту Накануне.RU в кулуарах промышленной выставки "Иннопром".
Он подчеркнул, что элементы плановой экономики должны быть при любой модели развития бизнеса и промышленности. Они существуют в любом государстве: в США, Евросоюзе и в России. Только в России были потеряны многие элементы планирования.
"И сейчас, при введении санкций, мы видим, как многие предприятия мечутся: начинают искать самостоятельно, кому поручить разработку, изготовление определенных блоков-узлов. Не предприятия этим должны заниматься, а Минпромторг РФ или предприятие, которое он назначит", — отметил Клейн.
Это необходимо для того, чтобы централизовано установить разработчиков, изготовителей товаров, которые не производились в России. Наиболее болезненными сферами, по словам руководителя МЗиК, являются: электроника, системы управления, гидравлические узлы и блоки, асинхронные двигатели.
"Это только примеры, таких направлений десятки. Вот по этим направлениям необходимо централизованно установить "головняки". Тогда все предприятия будут обращаться конкретно к ним. У них будет большая серия, соответственно, будет меньше стоимость, чем при штучном производстве. Асинхронные двигатели в Италии мы покупали по довольно дешевой цене, потому что они поставляют их во многие страны: в Европу, Северную Америку.
То есть, они выпускают их десятки тысяч. А если мы разместим заказ в Каменске-Уральском, и он будет поставлять асинхронные двигатели только для нас — это будет уже сотни двигателей, а не десятки тысяч. Если будут поставлять их для десятков предприятий в России — это будут уже тысячи. Если же будет целая гамма предприятий, выпускающих однотипную продукцию мелкими сериями — это будут убытки для всех предприятий и промышленности России", — пояснил он.
Николай Клейн также сообщил, что после полного запрета поставки пассажирских самолетов из-за рубежа, от предприятий авиационной отрасли стали поступать заказы на производство деталей для воздушных судов.
"Предприятия получили заказы на производство МС-21, Ту-214, самолета "Байкал". Но им необходимы поставщики, у них не хватает собственных мощностей. Потому я и говорю: нельзя рассылать веером заявки на все предприятия. Надо ставить задачу возрождать производство на тех предприятиях авиационной промышленности, которые до этого этим всем занимались. У них есть все необходимые мощности, сертификации. Всем предприятиям, к которым они обращаются, надо проходить сертификацию. Поэтому работу нужно систематизировать", — заявил он.
Клейн также признал, что ряд предприятий ОПК переходит на увеличенные смены, однако конкретные предприятия не назвал, отметив, что это конфиденциальная информация. Ранее Госдума в первом чтении единогласно приняла пакет правительственных поправок, направленных на обеспечение ВС РФ всем необходимым во время проведения спецопераций за рубежом. Речь идет об изменении механизмов госзакупок и работы предприятий ОПК — переходе к элементам "мобилизационной экономики" без объявления военного положения.