Накануне появились сообщения об обсуждении проекта закона Казахстана, запрещающего провоз в РФ санкционных товаров, что создаёт противоречие тому, что заявляется властями РФ — что Казахстан поможет РФ в вопросе логистики, что у Казахстана есть выгода от этого. Что же происходит?
Очевидно, что Казахстан выбирает — дружить с Россией или быть частью более глобального мира, ведь через Казахстан проходит прямой транзит Китай-Европа без захода в РФ. Мы слышим разнонаправленные сигналы властей Казахстана, и это отражение именно происходящих прямо сейчас метаний казахского руководства.
Почему же пока нет единого решения? Об этом Накануне.RU рассказал директор ИАЦ "Институт евразийской политики" Максим Крамаренко.
— Мы слышим разнонаправленные сигналы властей Казахстана в вопросе транзита санкционных товаров в РФ, о чём это говорит, почему имеются такие разные мнения и нет пока единого решения ?
— Казахстан, ставший "второй республикой" после удачно реализованного референдума, изменившего его конституцию, начинает выстраивать новую конфигурацию своих геополитических приоритетов. Признаком этого является появление проекта приказа казахстанского Минфина, призванного установить запрет на поставку в Россию санкционных товаров с территории республики.
Нельзя сказать, что эти действия были неожиданными. Еще 30 марта текущего года министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов выступил с предупреждением к казахстанским предпринимателям, что в случае экспорта и импорта некоторых товаров они рискуют попасть под санкции. Спустя день уже первый заместитель руководителя АП Казахстана Тимур Сулейменов в интервью Euractiv заявил, что Казахстан не будет инструментом для обхода Россией европейских санкций. На прошедшем недавно в Санкт-Петербурге экономическом форуме президент К.-Ж. Токаев сказал примерно следующее: Россия — друг, но санкции дороже.
Поэтому появление сейчас этого проекта минфиновского приказа — есть логическое продолжение внешней политики "второй республики".
— Почему вопросы транзита обострились для Казахстана именно сейчас?
— Казахстану надо было "безболезненно" провести свою конституционную реформу. А за непопулярные среди части населения республики антиевразийские действия до проведения референдума руководство страны могло получить "электоральную фронду". Тут еще следует понимать, что экономика РК находится в большой зависимости от Запада. Так, более 51% экспорта в РК составляет нефть, 70% добычи которой контролируют западные компании. Несомненно, этот фактор имеет большое влияние на принятие политических решений, особенно при угрозе "заработать" Казахстану вторичные санкции.
— Насколько важен для Казахстана вопрос прямого транзита Китай-ЕС в обход РФ? Что важнее будет для Казахстана — прямой транзит в ЕС или транзит в РФ?
— В целом сейчас в условиях противостояния между Россией и Западом у Казахстана нет заинтересованности в развитии транзитной логистики из Китая в ЕС через российскую территорию. Поэтому Казахстан, чтобы использовать свое географическое положение как "транзитное" преимущество, будет заинтересован в создании альтернативных путей, обходящих Россию.
— Как можно спрогнозировать ситуацию, какой путь выберет Казахстан, будет ли принят законопроект?
— Собственно китайские товары могут поступать в Россию напрямую, без "захода" на территорию Казахстана. Но, к сожалению, проблема современной экономики такова, что номенклатура товаров так велика, что производить все нужное полностью не могут даже такие "мировые фабрики" как Китай.
Поэтому действия Казахстана, направленные на пресечение возможностей России обходить западные санкции, конечно, наносят определенный экономический ущерб. И есть вероятность, что логическим итогом такой политики Казахстана может стать его выход из ЕАЭС, инициатором создания которого был когда-то первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Это, конечно, произойдет не одномоментно. Постназарбаевская "вторая республика" должна будет чем-то компенсировать такой шаг и как-то объяснить своему населению, почему становится невыгодно дружить со своим "северным соседом".