Аналитика


Реновация по-питерски: добро пожаловать отсюда
Общество | Санкт-Петербург

Реновация, несмотря ни на что, шагает по стране и добралась до северной столицы, где законопроект о комплексном развитии территорий (КРТ) уже прошел все три чтения в заксобрании и теперь, после подписания губернатором, вступит в силу. Законодатели учли опыт Москвы, где процесс переселения тормозили недовольные жильцы домов, определенных властью под снос, закрутив гайки и четко определив границы дозволенного — никто за миллион квадратный метр покупать не будет, квартиру дадут в новом доме строго по вашему метражу. Услышали застройщиков, которые якобы терпят убытки, предоставляя дорогое жилье вместо ветхого, и вот появился интересный пункт, что станет возможным переезд жителей в другие районы города якобы только с их письменного согласия. Среди параметров под снос одним из пунктов указан год постройки — это дома типовых серий 1957-1970 годов, вне зависимости от их состояния. Подробней о реновации по-питерски — в материале Накануне.RU.

Принятие программы реновации в Петербурге прошло все стадии от гнева до торга, известно, что борьба велась нешуточная по некоторым позициям. Интересно, что получилось в итоге.

В адресную программу "Развитие застроенных территорий в Санкт‑Петербурге" включены 32 квартала. Многоквартирные дома, расположенные на этих территориях, планируются к сносу или реконструкции в случае, если они:

Есть явные победы: предлагалось сократить срок, который дается жильцам многоквартирных домов, попавших под каток реновации, отстоять свое жилье, с 60 дней его могли уменьшить до 30. Как рассказывает депутат Госдумы Галина Хованская, она выступала против этого, ссылаясь на недостаточность месяца, ведь многие просто не успеют созвать всех жильцов, в наше ковидное время кто-то может оказаться на весь этот срок в больнице, а отсутствие всего одного собственника влияет на судьбу всего дома, ведь решение о сносе может быть принято, только если две трети жителей согласились на расселение. В итоге, петербуржцы могут успеть за 90 дней провести собрание и убедить своих соседей не соглашаться на реновацию. Дом останется в программе, если за расселение проголосуют более 2/3 собственников.

Вторая хорошая новость касается нанимателей соцжилья, строительство которого в России практически сошло на нет. Закон Санкт-Петербурга четко предусматривают социальную норму предоставления лицам, проживающим по договорам социального найма. Она составляет 18 кв. м на человека, если в квартире совместно проживают двое и более лиц. На одиноко проживающего по договору социального найма норма составляет 33 кв. м.

Многоквартирный дом на улице Льва Толстого в Санкт-Петербурге(2022)|Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга

"Очередники, которые признаны официально нуждающимися в жилье, получают новую квартиру по нормам — это уже хорошо, потому что это улучшение жилищных условий, учитывая, что у нас реально строительство социального жилья, не знаю, как Петербурге, в Москве практически прекратилось, ну, пусть это улучшение тогда идет по линии реновации", — говорит Галина Хованская.

На этом хорошие новости заканчиваются, хотя пока неясно, что будет с квартирами коммунального заселения: для северной столицы это проблема острая до сих пор. Московская реновация не допускает переселения из коммуналки в коммуналку. Пока четкой меры в питерском законе нет. Вопросы предоставления нескольких жилых помещений гражданам, проживающим в одном жилом помещении (квартире), подлежат рассмотрению жилищной комиссией районной администрации.

"Выяснилось, что бедный застройщик теряет на этом деньги, — говорит Галина Хованская. — Но извините, мы вообще для кого реновацию делаем? Застройщикам нужно свои аппетиты умерить в общей ситуации — в экономической, в ковидной и социальной. О себе любимых они, конечно, не забудут, но о людях тоже вспоминать надо, для кого все это строят, для кого работают?"

Индустриальный проспект в Санкт-Петербурге(2022)|Фото: пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга

Изначально по плану реновации людям должны были выделять квартиры в тех же районах, где они жили раньше, но в Москве с этим получились большие проблемы. Естественно, люди не хотели переселяться не просто за пределы района, но и вообще практически за пределы города — на окраины. Сейчас проблема с "единственным последним жильцом" решена, слово одного человека ничего не значит, проголосовать должны две трети, также требовать завышенную стоимость за оставляемую квартиру никто не вправе, даже если все прекрасно понимают — центральный район и глушь тараканья две большие разницы, особенно для Москвы. Чтобы проблем не возникало в северной столице, законодатели хорошо закрепили постулат, что переезд жителей в другие районы возможен, пока для этого требуется письменное согласие. Но если голос одного человека ничего не значит, и весь дом уже подписал документы, неужели все дело встанет из-за какого-то письменного согласия?

"Это сильно затормозит процесс сноса и переселения, потому что граждане будут обращаться в суды, далеко не всех может устроить предложение ездить не 15 минут до работы, а больше часа добираться каждый день, например. Менять больницы, поликлиники, детские сады и школы, это все нарушает привычный уклад жизни человека", — комментирует Галина Хованская.

Мало того, что по понятным причинам никто не захочет из центра переезжать на окраины, стоит учитывать еще и особый характер ленинградцев, которые держатся за историю, за свою память и перевозить пожилых и малоимущих граждан — а всем понятно, какая категория живет в старых советских домах — из привычных с детства реалий, от привычных улиц и знакомых скверов просто кощунство.

Одно дело, когда переезд оправдан аварийным состоянием дома, но в нашем случае теперь под снос могут попасть дома типовых серий 1957–1970 годов постройки. Цитата из текста законопроекта: "...многоквартирных домов в период индустриального домостроения 1957–1970 годов по типовым проектам, разработанным в указанный период времени (типа “хрущевки” панельные)". Также выселять будут из малоэтажных застроек до 1966 года и из домов, которые не соответствуют градостроительным регламентам и иной действующей градостроительной документации Санкт‑Петербурга. А тут найти несоответствие можно в любом лакомом районе, тем более в историческом центре — и прощай, жилплощади.

Также эксперты отмечают, что практически все поправки, дающие жителям старых пятиэтажек дополнительные преференции, были отклонены. Среди них — расчет компенсации стоимости квартиры с учетом ее рыночной стоимости вместо кадастровой, предложение отказаться от сноса дома, если его изношенность не превышает 70% и др.

Есть и еще один интересный момент, по закону собственникам жилых помещений будет предоставлено новое комфортабельное жилье в размере, не превышающем ранее занимаемую площадь. Но всем известно, например, что стандартные двушки в хрущевках не превышают 40-44 кв. м, трехкомнатная может быть 50-60 кв.м, в современных же домах планировка такая, что однокомнатная квартира вполне впишется в рамки "не превышающей ранее площади" и семья вместо трех или двух-комнатной получит однокомнатную или студию вместо однушки? Приведет ли это к тому, что застройщики откажутся от евростандартов и начнут удешевлять "человейники" маленькими квартирами, или все закончится выселением семей, например, из трехкомнатной в центре города в однокомнатные на окраине? В чем тогда улучшение жизни граждан?

И главный вопрос — как еще ужесточится реновация, когда пойдет по регионам в массовом порядке?



Елена Рычкова