Аналитика


Знания избыточны и мешают жить
Общество | В России | За рубежом

Треть граждан России не знает, что Земля вертится вокруг Солнца, они считают наоборот – такие выводы можно сделать из опроса ВЦИОМ. На вопрос "Согласны ли Вы со следующим утверждением: "Солнце вращается вокруг Земли"?" 35% опрошенных ответили положительно, и самое печальное здесь в том, что этот показатель с годами увеличивается, хоть и не так быстро, еще в 2007 году соглашались 28%.

Были и другие вопросы, которые должны были выявить, насколько сильно граждане заблуждаются относительно базовых знаний и насколько подвержены антинаучным байкам. Так, например, спрашивали, можно ли радиоактивное молоко сделать безопасным, если его прокипятить (только 7% согласились с этим, 85% отвергли утверждение). Или, например, другим "каверзным" вопросом о строении Солнечной системы стало предположение, что "полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за один месяц" (12% согласились, 69% не согласились).

Целью такого опроса стало измерение научных заблуждений россиян. Во ВЦИОМ уверены, что в населении преобладает средний и низкий уровень научной грамотности. Тут же статистическое ведомство дает определения:

затмение солнце(2008)|Фото: Накануне.ru

Категория 25-45 лет, видимо, растеклась по всем уровням научной грамотности, но ведь из этих определений незаметно делается основной вывод - будто старшее поколение не способно дать правильные ответы на такие простые вопросы, хотя у них советское образование, а вот подрастающее поколение "шарит", несмотря на ЕГЭ.

"Был проведен ряд исследований, чтобы понять, почему так сложно победить антинаучные заблуждения. Например, в статье, опубликованной в журнале Science Advances, авторы в качестве одной из причин назвали чрезмерную самоуверенность противников науки", - говорит руководитель департамента издательских программ ВЦИОМ Анна Кулешова.

Впрочем, ответы по возрастным группам ВЦИОМ не приводит, но если посмотреть массив данных, то окажется, что из 1600 человек к группе 18-24 относятся только 107 человек, из них как раз почти треть (27%) ответили неправильно на простейший вопрос о строении Солнечной системы.

Впрочем, как говорят эксперты, опрошенные Накануне.RU, это проблема не только России, но и всего мира – общий уровень интеллектуального развития падает.

"Это проблема практически всех стран мира, потому что заметно общее снижение эрудиции, базовых знаний о природе, географии, астрономии и прочем. То есть происходит в среднем некоторая интеллектуальная деградация. Многие считают - зачем держать в уме всю эту информацию, если есть интернет и можно всегда посмотреть там?" - объясняет декан факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета Александр Шатилов.

Коллаж, цифровизация, цифровая экономика(2020)|Фото: Накануне.RU

Впрочем, что касается конкретно России, то у нас с образованием борются давно. Да, не реформируют, а борются с образованием и наукой – это одна из причин таких плачевных результатов, уверен председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:

"Знать то, как вращается Земля, нужно для чего? Например, если люди собираются полететь в космос, осваивать Марс. Или собираются делать новую, более сложную авиационную технику. У нас в стране этого никто не собирается делать, скоро и на МКС перестанем летать.

Поэтому в принципе эти знания явно избыточны и просто мешают жить.

Построено общество, где созидание не ценится. Если ты созидаешь, то ты либо пережиток прошлого, либо недалекий человек. Раз нет созидания, то и не надо никаких знаний".

Иными словами, создано общество потребления, которое потребляет только ту информацию, которая нужна в текущем моменте, либо просто развлекательный контент без какой-либо смысловой, интеллектуальной нагрузки. Да, это происходит повсеместно, и основная причина этому цифровизация, компьютеризация, в том числе компьютеризация мышления, из-за чего информация распространяется очень быстро и в больших количествах. Но эксперты все равно выделяют Россию отдельно и говорят о том, что наша страна могла бы избежать такой катастрофической интеллектуальной деградации. Нужно было просто после развала СССР не выкидывать на задворки все науки, уверен Александр Шатилов:

"С одной стороны, это действительно цифровизация, которая облегчает жизнь человеку, но и отучает его в некоторых случаях размышлять и удерживать информацию в памяти. С другой стороны, можно сказать, что в постсоветский период, после 1991 года, в России та же астрономия оказалась в загоне и такого рода знания не культивировались ни в средней школе, ни тем более в высшей".