Аналитика


Интеллектуальный голод: учителей все меньше, а Минпрос не замечает проблему
Образование | В России

Кадровый голод среди педагогического состава к началу нового учебного года составляет 250 тыс. человек, по крайней мере, такие данные предоставил Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС после исследования данных Минпросвещения. То есть теперь перед 1 сентября главный вопрос — не чему учат в школе, а кто будет учить в школе? При этом министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что российские школы готовы к началу нового учебного года и все общеобразовательные учреждения страны обеспечены учителями: "На сегодняшний день никаких вопросов, связанных с обеспечением учителями нет, все вакансии максимально закрыты". Так что же происходит на самом деле? В этом разбиралось Накануне.RU.

Статистикой легко манипулировать, ведь главное тут — как посчитать, а факты вещь упрямая, и если одни говорят, что с кадрами полный порядок, то другие объясняют, почему нет.

Ситуация первая: в школе нет свободных вакансий, и штат, казалось бы, полностью укомплектован. Но если начать разбираться и смотреть по фактам, то физрук здесь ведет и труд, учитель литературы — биологию и еще занимает пост замдиректора. А иначе нельзя получить полностью заявленные в "майских указах" выплаты и довольствоваться МРОТом без стимулирующих надбавок.

По данным профсоюза "Учитель", в среднем сегодня один учитель работает на 1,7 ставки, то есть больше, чем в полтора раза, и к этому добавляется то, что учителю постоянно указывают, как ему надо работать, заставляют "изобретать велосипед" – сочинять новую программу к 1 сентября и писать отчеты.

Школа №16 в Екатеринбурге(2022)|Фото: Накануне.RU

Надбавки, по словам педагогов, появляются не с неба, а за вполне земной труд — двойной, тройной и административно-воспитательный. Усталость учителей, загруженность не дают педагогам в полной мере быть тем самым воспитателем, гуру и "сэнсэем", каким он был в советской традиции. И это следующая проблема — почему в учителя не идут молодые люди. Авторитета нет, загрузка полная и зарплата все равно не выше среднего. Не то, чтобы в вузах готовят мало специалистов, но лишь 10-20% выпускников профильных факультетов решают работать учителями. Эксперты, анализируя данные по "двойной-тройной" занятости педагогов, приходят к выводу, что 250 тыс. дефицита — это еще очень и очень заниженные данные.

И, кстати, в отличие от сегодняшнего министра просвещения, экс-министр Ольга Васильева не скрывала проблему, пусть у нее были более радужные прогнозы — что дефицит достигнет предела в 188 тыс. только к 2029 году, но тем не менее, она не отрицала, что этот дефицит есть, а значит, и будет. Директор фонда "Национальные ресурсы образования" Татьяна Половкова рассказывает, что наибольшая нехватка учителей была в 2019 году.

"У нас есть открытые данные о вакансиях, сейчас в правительстве вынесли данные о 16 тыс. открытых вакансий, но, опять же, в этом же документе написано, что это только открытые вакансии и ничего не сказано о скрытых, когда один учитель ведет сильно больше, чем он может вести — в ходе наших опросов учителя говорили, что есть три математика на школу, а чтобы было комфортно, нужно пять, а этих двух ставок формально нет, но они нужны. И Ольга Юрьевна, когда озвучивала дефицит 11% — это для того, чтобы было комфортно преподавать", — говорит Татьяна Половкова.

Даже странно, что сегодня Министерство просвещения ничего не говорит о дефиците кадров среди педагогов, ведь достижение максимального "загруза" на единицу учительской силы было прописано аж в "дорожной карте", составленной в 2012 году, об этом рассказывает член Совета межрегионального профсоюза работников образования "Учитель" Всеволод Луховицкий, тогда заявленное в "карте" вызвало небывалый ажиотаж, и есть от чего "поехать", ведь власти напрямую говорили, что целью является изменение показателя — рост количества школьников на одного учителя.

Школьный урок(2024)|Фото: Накануне.RU

"Тогда было примерно 9,5 школьников на учителя. К 2018 году планировалось 12,5. Учительское сообщество было возмущено, и можно понять почему, ведь это означало, что специалистам придется работать больше за ту же зарплату, а может, и за меньше? Отчетов о выполнении задач "дорожной карты" учителя так и не увидели", — говорит Всеволод Луховицкий.

Но недавно в профсоюзе "Учитель" получили официальный отчет по Иркутску и региону: там нет речи о данных "дорожной карты", там просто гордятся, что с 21, наконец, дошло до 19 человек на учителя. На 2020 год было 3 523 учителя в Иркутске, а потребность 3161, значит, фактически каждый учитель выполняет двойную работу, а не то, что половина школ не работает, или в половине школ нет преподавателей. При этом зарплату за такую работу достойной не назовешь.

Эксперты приходят к очевидным выводам, почему в стране есть реальная нехватка учителей: низкие зарплаты, высокая загрузка административными отчетностями, двойные ставки, без которых нельзя получить "стимулирующие надбавки", а значит, директор не сможет отчитаться, что зарплата у учителей достигает объявленной в "майских указах" суммы, низкий авторитет профессии, по сравнению с тем, что должен быть и был в советское время — учитель унижен, говорят эксперты, зарплатой и своим положением.

Что ж, очевиднее всего эти проблемы проявляют себя в регионах, где за последние 20 лет произошло сокращение филиалов федеральных вузов, молодежь покидала малые города и деревни и сегодня именно там дети рискуют остаться без "предметников". К чему это ведет? По статистике, еще до пандемии 12% в год выбирали "домашнее обучение", а после эксперимента с дистанционкой цифры увеличились, говорит омбудсмен в сфере образования Амет Володарский. Образование не только иссушается из-за перекрытия потока новых кадров, по последним данным, учителей старше 60 лет — 183 тыс. в России, то есть более 13%, но и загибается полностью, так как родители не могут доверять образовательной среде.

Как все это стало возможным? По словам Володарского, проблема тянется с 1986-1987 гг., все это время образование находилось в состоянии реформ, и ни один чиновник еще не отчитался о результатах этих проведенных реформ.

Минобрнауки РФ, Минобр, министерство образования РФ(2018)|Фото: nakanune.ru

"Непонятные прыжки из 8 класса в 10-ый, из третьего в пятый, непонятно было, зачем менять программу? Поменяв программу, в обществе не договорились о самом главном, не договорились, кого выпускаем, с какой базой, с какими знаниями должен выходить сегодня школьник, для того, чтобы завтра быть успешным в вузе и дальше на деловой арене. Сегодня, по самым скромным оценкам, в России не хватает около 250 тыс. учителей, но, я думаю, что эта цифра занижена", — сказал в пресс-центре НСН омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.

Педагог перегружен, сегодня учитель должен быть как "универсальный солдат": уметь практически все связанное с образованием, он должен сам заниматься апгрейдом своих знаний и при этом писать постоянные отчеты, за это получать совсем невысокую зарплату. За 30 лет мы не смогли достичь этого результата по достойному уровню оплаты труда, к чему это привело? К тому, что педагогическое образование сегодня у молодежи не ценится.

"Такой выбор принимают, когда нет другого — не поступил туда, куда хотел, на медицинский не добрал балл, подаешь документы в педагогический. Закончил педагогический — идешь работать в Рособрнадзор, ни одного дня не проработав ни в школе, ни на курсах, ни в вузе. Потом становишься главой Рособрнадзора, а потом министром просвещения — ни одного дня не проработав в системе образования. Это не абстракция – я вам рассказываю про существующего ныне министра просвещения, который не проработал ни одного дня ни в школе, ни в вузе, к сожалению. Возможно, он талантливый человек, может быть, он был бы хорошим врачом, но, как мы знаем из интервью Познеру, он не поступил в медицинский и пошел в педагогический. И так многие идут в педагогические вузы не по призванию, не потому что они любят детей, не потому что хотят сделать новую программу, а потому что не набрали где-то баллы. Эту ситуацию надо менять", — заключает Володарский.



Елена Рычкова