В Тюмени состоялась главная пленарная сессия Промышленно-энергетического форума под названием "Промышленность и ТЭК: игра по новым правилам". В числе участников — куратор УрФО от Правительства России, вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров. Среди ключевых тем — обсуждение новой модели взаимодействия нефтегазовых гигантов с отечественными промышленниками и роли государства в поддержке промышленности и достижении технологического суверенитета.
Губернатор Тюменской области Александр Моор отметил, что форум теперь носит статус федерального. Мантуров, говоря о том, как Россия воспользуется текущей санкционной ситуацией, отметил, что предприятия нефтегазового и машиностроительного отраслей уже воспользовались ей.
"Они это сделали еще после введения в 2014 г. санкций, в первую очередь, на поставку оборудования для освоения арктического шельфа и извлечения трудноизвлекаемых запасов. Это был первый вызов. Нефтегазовые компании посмотрели далеко вперед, и не только на озвученные ограничения. За эти почти восемь лет сделано достаточно много. Начинали мы в 2014 г. с 40% технологической независимости в нефтегазовом машиностроении в целом, теперь этот показатель составляет 60%", — сказал Денис Мантуров.
Вливания из бюджета в эту отрасль составили 30 млрд руб., чуть меньше половины которых — деньги Фонда развития промышленности, в первую очередь — льготные займы.
"Мы надеемся к 2025 г. выйти на независимость в 80%", — сказал Денис Мантуров.
Председатель правления и генеральный директор ООО "СИБУР" Михаил Карисалов отметил, что компания прошла путь копирования и партнерства. Помогли разработки одной из китайских компаний. Продукция общезаводского хозяйства "ЗапСибНефтехима" была локализована в Тюменской области на 80%.
"Там, где "проспали", — катализаторное производство. Будем пользоваться заменителями. Будем использовать решения дружественных стран. Параллельно этим занимается Сибирское отделение РАН", — сказал Карисалов.
Председатель правления ПАО "Газпром нефть" Александр Дюков заявил о том, что 15 лет назад компания не добывала трудноизвлекаемые запасы, а сегодня на них приходится 40% добычи, а если говорить о новых мощностях — 80%. В целом же, 40% добычи приходится на Арктику.
Сейчас нужно решить две задачи, говорит Дюков. Первая – развитие добычи и переработки.
"Если говорить о технологических вызовах, разработке новых запасов, то решений нет в мире, мы можем полагаться только на себя", — сказал Дюков. Если говорить о переработке, то тут дела обстоят по-другому. Нужно повышать ее эффективность.
Вторая задача — обеспечение непрерывности технологической деятельности. "Безусловно, надо использовать и импорт комплектующих из дружественных стран, и помогать отечественным производителям, чтобы они создавали продукцию для нас", — сказал Дюков.
Уральский полпред Владимир Якушев сообщил о крупном конфликте между заказчиками и поставщиками, который нужно решать.
"Есть два субъекта, как мы их называем, крупные заказчики — Югра и Ямал. 90% газа, 50% нефти. Все крупные нефтегазовые компании работают и представлены там. Есть четыре региона с развитым машиностроительным комплексом и наукой, они — поставщики. Поставщик и заказчик — зона конфликта. Первый хочет продать побольше и подешевле, второй хочет купить дешевле и качественнее. Продавец считает, что его продукция — самая лучшая, и он не понимает, почему она не может пройти сертификацию. В этом случае власти — коммуникатор, который помогает решить этот конфликт. На следующей неделе в Югре пройдет промышленный форум, где эти стороны встретятся лицом к лицу", — сказал Якушев.
Есть пять проблем, на которые указывают поставщики: простота и удобство прохождения закупочных процедур, детальное понимание, необходимое для поставки номенклатуры, а также спецификация оборудования и необходимые объемы объёмов, прозрачная система сертификация, технического аудита, возможность вхождения в капитал.
Александр Моор, говоря о нефтяном кластере, сообщил, что его создание стало результатом долгого пути.
"Редко когда компании покупают продукцию. 80% закупок — покупки работы "под ключ", внутри которых находится промышленная продукция. Это рынок заказчика объемом 2 трлн руб. Создание нефтесервисных компаний могло бы дать ответы на различные вопросы — это контактер для заказчика, компании способны выстраивать кооперационные цепочки. Для развития таких компаний нужно государственное стимулирование. Мы со временем можем вырастить международного игрока, именно в этой логике мы создавали наш нефтесервисный кластер", — сказал Моор.
Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов в своем выступлении отметил, что добыча в последние годы смещается на Север. В этом смысле одни из главных тем — сжижение и флот. СПГ, с учетом геополитики, — самый лучший вариант для транспортировки. С флотом есть "серьезные задачи, которые надо решать". Он уточнил, что на основе отечественной технологии построена четвертая очередь "Ямал-СПГ".
"Мы можем вовлечь до 2 трлн "кубов" газа и 1 трлн жидких. За всю историю Западной Сибири было добыто 20 трлн, а тут 2 трлн под ногами. Это не выход на шельф, это то, что рядом, но не хватает технологий и экономических стимулов. Появился хороший, эффективный инструмент: инвестиционный налоговый вычет. Это позволяет договариваться с компаниями по конкретным технологиям. Мы готовы брать на себя вычеты, лишаться налоговой базы, отказаться от сотен миллионов налогов, что потом получить миллиарды инвестиций", — сказал Дмитрий Артюхов.
Подводя итоги заседания, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров напомнил о необходимости "живого" общения и взаимодействия.
"Введем наши договоренности в регуляторику. Все предложения, которые сегодня прозвучали, мы постараемся отработать и по большинству прийти к нормативным решениям", — сказал Мантуров.