МИД Китая заявил, что Пекин не будет безучастным наблюдателем конфликта на Украине, но и не намерен подливать масла в огонь. КНР призывает к возобновлению прямого диалога РФ и Киева без предварительных условий. Происходит это вскоре после возвращения Владимира Путина с саммита ШОС в Самарканде. Как же понимать такую позицию Китая? Своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделился президент российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев:
— Эти слова озвучил министр иностранных дел Ван И на встрече с Сергеем Лавровым в Нью-Йорке. И фактически он продолжил свою мыль о том, что Китай прекрасно понимает, кто на самом деле является агрессором в Европе, в Юго-Восточной Азии, кто усиливает напряжение и развивает провокации. Поэтому надо понимать, что Китай не "играет в игры", а однозначно показывает, что он на позиции с Россией по содержанию, пониманию ситуации и прочему.
Второй момент — что касается подливания масла в огонь — это как раз их карикатура, где изображают Дядюшку Сэма, который из топливного пистолета в огонь Украины подливает оружие, деньги и прочее. То есть Китай не намерен играть в эту игру на чьей-либо стороне — подливать в существующий конфликт оружие или деньги, что фактически означает его продолжение. Конечно, в этом плане позиция Китая противоположна американской — она миротворческая.
Вообще Китай, как в свое время СССР, — это наиболее мирная и миротворческая страна, устремленная именно на мирное развитие.
У них для этого есть колоссальные ресурсы — я напомню, что крупнейшее отделение миротворцев в ООН именно китайское. Поэтому теоретически можно допустить, что Китай сыграет роль миротворца при тех дипломатических усилиях, которые мы можем выработать вместе с Западом для завершения конфликта, и при этом теоретически сможет даже ввести свои войска под голубыми касками ООН.
Что касается референдумов в контролируемых нами областях, уже сейчас можно сказать, что Китай последовательно, как и всегда, как во всех вопросах после завершения Второй мировой войны и обустройства границ, будет настаивать на том, что не принимает изменения статус-кво. Для них это чревато внутренними проблемами, поэтому позиция Китая понятна — она последовательна, понятна и ни в коем случае не провокационная. То же самое касается, к сожалению, Крыма, Донбасса, Южной Осетии и Абхазии. Но тем не менее их позиция понятна и ясна. При этом они всегда говорят, что прекрасно помнят историю и знают, кому действительно тот же Крым принадлежит. Поэтому уверен, что как и в случае с Южной Осетией и Абхазией, Китай пойдет на реализацию экономических проектов и будет работать вместе с Россией.