Аналитика


Год педагога в России: что ждет школьников, абитуриентов и учителей?
Образование | В России

Президент подписал указ об объявлении 2023 года — Годом педагога и наставника, на высшем уровне все говорят, что статус учителей и их важность в обществе растут. Также 2022 год отметился позитивными изменениями на уровне законодательства — больше учителя не принадлежат к сфере услуг, произошел отказ от Болонской системы, хотя ЕГЭ так и остался "священной коровой". Чего ждать родителям школьников, абитуриентам, студентам и тем самым педагогам и наставникам от года грядущего, как законы, принятые вчера, отзовутся завтра? Все эти новации мы обсудили с первым заместителем председателя комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Олегом Смолиным.

Итак, в 2022 году Государственная дума приняла 11 законов разной направленности в сфере образования. Самым обсуждаемым стал закон, касающийся идеологии — теперь школа не предоставляет "услуги" образования, но что именно она делает, до сих пор неясно. И вот главное, что изменится в следующем году и над чем усердно работали законодатели:

Остановимся на некоторых новшествах подробнее.

Образовательные услуги и единые стандарты

Официально "услуги" в школе никто не оказывает, но, как замечает Олег Смолин, в итоге принят какой-то "половинчатый" закон, потому что речь в нем прежде всего о государственных школах, в частном же порядке учитель продолжает оказывать образовательные услуги, и это по-прежнему не способствует росту авторитетности профессии.

Хотя прежде всего авторитет может расти при адекватной оплате труда. Здесь ничего не меняется — бюджет 2023 года предусматривает увеличение расходов на образование на чуть более, чем 10%, таким образом, опять фиксируем, что вложения в образование могут сократиться в реальном выражении с учетом инфляции в 12,5% в 2022 году.

"При этом напомню, что заработная плата педагогов будет увеличена на 8,7%, то есть значительно меньше, чем 12,5%. Студенческие стипендии с 1 сентября 2023 года будут увеличены на 5,5%, точнее, стипендиальный фонд будет увеличен, а не выплата для каждого студента. Если посчитать на год — мы берем одну четвертую, получается чуть менее 1,5%", — говорит Олег Смолин.

Все школы, вроде бы, переходят на единый образовательный стандарт, но что это значит для детей, пока неясно, для учителей же это совершенно точно влечет усиление прессинга бумажной работы. А ранее из образовательных стандартов исчезло "содержание" образования, как поясняет Смолин — исчезло само объяснение, чему нужно учить.

"Образовательный стандарт — рамка для нескольких образовательных программ. Госдума приняла закон о том, чтобы у нас были единые образовательные программы. Сейчас контроль над деятельностью учителя станет значительно жестче. Если от учителя будут требовать, чтобы он буквально до часа соблюдал обязательную образовательную программу, то это, скорее, пойдет во вред, чем на пользу. Свобода творчества учителя должна быть сохранена", — комментирует Олег Смолин.

Конфедератка, выпускник, вуз, УрФУ, бакалавр, магистр, студент(2022)|Фото: УрФУ

Болонская система, прощай или здравствуй?

Эксперты предлагали в созданной отечественной системе "а-ля болонской" расширить долю бакалавриата и сделать магистратуру совместимой с предыдущим образованием для того, чтобы ветеринар-бакалавр не мог получить образование магистра-историка и считать себя специалистом в этой области.

После этого профильный комитет в Госдуме обсуждал рекомендации парламентских слушаний, их согласовали, в итоге они были приняты в обтекаемом варианте. Так что по-прежнему имеем некий гибрид, и Минобр, кажется, до сих пор сам не решил, с чем мы имеем дело.

Зато государство выделяет важные специальности для 2023 года — упор делается преимущественно на те, от которых зависит модернизация страны.

"Закон предложило правительство РФ — это увеличение набора в магистратуру сразу на 30 тыс. человек, и среди них специальности, связанные с высокими технологиями, что совершенно правильно", — перечисляет Смолин.

Дистанционка 2.0 и свиной грипп

Два года назад в жизни родителей ворвалось дистанционное обучение, за время пандемии оно зарекомендовало себя не слишком хорошо, и многие опасались, что теперь школу реальную заменят компьютеры и планшеты.

По оценкам эксперта, все же, несмотря на свиной грипп, в массовом масштабе возвращение на дистанционку не предвидится. Но развивать электронные университеты — насущная необходимость, так как с помощью таких технологий наши бывшие "западные партнеры", а теперь "западные оппоненты" осуществляли колоссальную перекачку умов. Борьба за человеческие ресурсы требует развивать и дистанционное образование?

"Это не заговор против России, это борьба за человеческие ресурсы, и нет другого способа успешно участвовать в этой борьбе, как создавать собственные электронные университеты, не разрушая систему классического высшего образования. В отдельных регионах могут вводиться на короткое время "дистанционные" механизмы, но в целом по России, мой прогноз, этого не будет", — говорит Смолин.

Школьник(2022)|Фото: Накануне.RU

Военная подготовка

В 2022 году встал вопрос о том, чтобы вернуть в школы первоначальную военную подготовку, действительно, Минобороны готовит в рамках ОБЖ курсы, которые должны внедряться так, чтобы не перегружать учебный план. И так за последнее время появилось много курсов, без которых вполне можно обойтись, например, "финансовая грамотность", а также если в 90-х годах подавляющее большинство родителей было против начальной военной подготовки в школах, то сейчас по опросам 60% и даже более — за.

Интеграция новых территорий — также одна из важнейших задач для образования в следующем году, известно, что когда Крым вошел в состав России, для выпускников полуострова предоставили выбор — сдавать ЕГЭ или обычный госэкзамен. Смолин считает, что такой выбор должен быть у каждого школьника нашей страны. Но пока речь о ребятах из ЛДНР, для них ЕГЭ не будет, так как, во-первых, они обучались по другим программам, а во-вторых, хоть все они говорят дома на чистом русском, но в школах были вынуждены писать на украинском.

"Есть еще проблема идеологии, учителя ЛДНР обратили внимание на то, что в российских учебниках нет и не было негативного отношения к Украине, в отличие от украинских учебников. На новых территориях учебники и идеологию придется из-за этого менять — образование не должно строиться на ненависти. Учебники будут поставляться, средства на это в бюджете 2023 года предусмотрены", — говорит Смолин.

Чем отметим Год педагога?

До сих пор перед российским образованием стоят две цели, поставленные президентом, первая — войти в десятку лучших образовательных систем мира, и вторая — обеспечить многостороннее развитие личности наших детей и студентов.

В рамках Года педагога и наставника, конечно, будут проводиться мероприятия, будут говорить о великой роли учителя и его моральном облике, ведь до сих пор в сети появляются ролики, где дети или учителя проявляют себя не с лучшей стороны. Но опять приходится возвращаться к вопросу адекватной оплаты труда, кажется, педагоги в этом году могут вспомнить крылатую цитату из фильма "Москва слезам не верит", иронизирует Смолин: "Не учите меня жить, помогите материально".

При этом по многим, даже иностранным исследованиям, в частности качества чтения и понимания текста PIRLS у наших детей лучшие результаты, средняя школа входит в десятку лучших по многим параметрам. Как это стало возможным?

"Как говорится, "Да здравствует то, благодаря чему мы несмотря ни на что..." — констатирует Олег Смолин. — По доле расходов на образование из всех источников, согласно данным "Юнеско", в 2012 году Российская Федерация занимала 98 место, в 2018 году — 120 место. Вывод простой: российские педагоги работают гораздо лучше, чем получают. Нам нужно очень серьезное изменение курса образовательной политики, начиная от финансирования и включая статус педагогов и колоссальную дебюрократизацию всего образовательного процесса".



Александр Назаров