Аналитика


В США заходит тайваньский "чиповый гигант" — Китай наносит ответный удар
Наука и техника | За рубежом

Борьба за лидерство в производстве микрочипов набирает обороты.

Руководство тайваньской компании TSMC, лидера в этой отрасли, одобрило строительство новых заводов в США и Европе. И эти события в среднесрочной перспективе могут привести к серьезным изменениям не только на Западе, но и во всем мире. TSMC — крупнейший в мире производитель чипов, на нее приходится примерно половина мирового рынка чипов с характеристиками 28−65-нм (нанометров) и 90% рынка чипов 5−10-нм.

Та же Америка уже давно заманивала эту тайваньскую компанию к себе, рассчитывая таким образом резко укрепить свои позиции в микроэлектронике и через такое укрепление восстановить пошатнувшееся влияние в мире. TSMC долгое время сомневалась в необходимости переносить свои производства в Северную Америку. Новый завод позволит постепенно обнулить импорт Америкой микрочипов, в первую очередь, закупки у китайских производителей. К слову, еще в августе Джо Байден подписал указ об инвестициях на сумму почти $53 млрд для собственного производства чипов.

Впрочем, есть и диаметрально противоположные мнения относительно возможных последствий этих шагов Вашингтона для Китая, отмечает в своей статье профессор Валентин Катасонов. Самоизоляция США и втягивание в нее компании TSMC приведет к тому, что мировой рынок чипов и другой микроэлектроники будет отдан китайским же компаниям. Объявление Вашингтоном о том, что Китай является главным противником Америки, приведет лишь к тому, что Пекин мобилизует все ресурсы для того, чтобы не отстать от США в гонке микроэлектронных технологий.

И действительно, на днях в КНР объявили, что выпустили свой новый чип DPU — "третий основной" наряду с CPU и GPU. DPU был самостоятельно разработан пекинской технической корпорацией YUSUR с использованием технологического процесса 28 нм. Он отличается низкой себестоимостью, отличной производительностью и низким энергопотреблением, а также может достигать сверхнизкой задержки в 1,2 микросекунды и поддерживать пропускную способность сети до 200G. DPU будет использоваться в центрах обработки данных, для финансовых и высокопроизводительных вычислений.

Чип DPU, разработанный сотрудниками пекинской технической корпорации YUSUR(2022)|Фото: chinadaily.com.cn

Где же в этой гонке Россия? А Россия пока пытается добиться поставок своих процессоров "Байкал" и "Эльбрус" от той же TSMC, однако в технологическом плане наши процессоры пока все равно сильно отстают. Тем не менее промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что если бизнес и Правительство будут работать сообща, то в перспективе пяти лет мы можем добраться до этой тройки лидеров. О "битве чипов" он рассказал Накануне.RU:

Леонид Хазанов, промышленный эксперт(2021)|Фото: km.ru— Впереди сейчас, конечно, Тайвань, он является глобальным лидером по производству микрочипов, у него используются наиболее современные технологии, строятся самые новые предприятия и работают лучшие кадры. Причем Тайвань не скупится и скупает специалистов по всему миру, соревнуясь за них с китайцами.

Что касается строительства заводов в США и Европе, то это новая тенденция в развитии тайваньской индустрии, потому что тайваньцы, как и китайцы, предприятия за границей не строят, у них такая политика — все должно производиться на их территории. Но есть объективные причины, по которым это не всегда можно реализовать. Одна из них — стоимость рабочей силы; вторая — логистические издержки, ведь везти чипы из Тайваня в США все-таки далеко. Поэтому, чтобы удерживать свои позиции на рынке, они и хотят построить предприятия в США и Европе, туда будут нанимать, скорее всего, местных сотрудников, но контроль останется за TSMC. При этом они наверняка будут проводить очень агрессивную сбытовую политику, то есть снижать цены, демпинговать, могут даже работать себе в убыток, лишь бы завоевать рынок.

Я думаю, что в Европе их намерениям построить завод пойдут навстречу, а вот насчет США — не уверен. Потому что до этого китайцы пытались создавать свои предприятия, правда, не в области электроники, и каждый раз получалась одна и та же картина — на уровне штата все одобряется, все соглашения подписаны, а на уровне федерального правительства следует запрет, потому что это опасно для национальной безопасности. Вполне возможно, что с TSMC будет то же самое.

Хотя перенос в США производства TSMC выгоден американским потребителям, потому что они там самые разные — от Пентагона до производителей гаджетов, но с точки зрения национальной безопасности США, это, конечно, момент очень скользкий, потому что нет гарантий, что тайваньцы не получат какую-то важную, секретную информацию. С другой стороны, американцам приходится завозить чипы, поэтому, может быть, тут они все-таки пойдут навстречу.

Электронная промышленность(2022)|Фото: Минпромторг РФ / В. Новиков

Что касается Китая, то он запаздывает в этом противостоянии, хотя старается нагнать. У КНР есть одно очень важное конкурентное преимущество, на которое мало кто обращает внимание. Дело в том, что Китай — крупнейший производитель редкоземельных элементов, которые могут использоваться и в электронике, поэтому он диктует цены на рынке. Конечно, в электронике, в основном, нужны полупроводники, но если нужны какие-то редкие металлы — добро пожаловать в Китай. Соответственно, он может сделать так, что цены на продукцию поднимутся, микрочипы станут дорогими, или Китай может просто отказать тайваньским компаниям в поставках. Вариантов много, прямой конфронтации пока нет, но гонка идет.

Россия в этой гонке догоняющая страна по объективным причинам — за последние 30 лет ситуация в электронике у нас была сложной, и если военная электроника развивалась более-менее нормально, то гражданская — с большими проблемами. А все дело в нехватке инвестиций. Частный бизнес, к сожалению, почти не вкладывался в это направление, предприниматели исходили из того, что деньги нужны большие, а окупаемость будет очень долгой. Но сейчас Правительство все-таки уделяет этому большое внимание, были предприняты шаги по развитию электронной промышленности, дальше в условиях санкционного давления это будет играть еще большую роль.

Поэтому пока мы догоняем, но хочется верить, что в долгосрочной перспективе сможем догнать. Можно говорить, наверное, о перспективе в пять лет, но это зависит не только от Правительства, но и от бизнеса — это дорога с двусторонним движением.



Андрей Зимний