На федеральных каналах, судя по всему, начинается продавливаться новая тема — как бы срочников отправить сразу после прохождения службы в зону СВО? По крайней мере, на такие мысли наталкивают рассуждения "главного пропагандиста" Владимира Соловьева, который в своей недавней программе заявил, что нужно на законодательном уровне закрепить возможность для срочников сразу после прохождения службы заключать контракт.
"Всегда на войнах молодые! Но сколько ребят сейчас, которые проходят срочную службу, говорят: "Ну, дайте повоевать! Полгода нас готовят, мы можем, знаем, умеем! Наши отцы там, пустите нас туда! … От 120 тыс. до 140 тыс. каждые полгода прекрасно подготовленных молодых ребят — надо как-то этот вопрос решить. Тех, которые хотят, которые могут — облегчить для них условия подписания контракта", — рассуждал телеведущий.
Прикладывая руку к сердцу и сдабривая историями якобы бесед со срочниками, Владимир Соловьев обращается уже напрямую к Госдуме — надо этот вопрос решить. На что получает ответ — могут рассмотреть более детально. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что такие контракты срочники могут заключать и без всяких законопроектов.
Тогда зачем это все? Чтобы во втором, третьем чтении внести любые необходимые поправки и быстро принять? Ведь власти по 10 раз на дню отказываются от якобы назревающей второй волны мобилизации. Так, может быть, с такими разговорами и мобилизация не понадобится, а срочников просто обяжут? В любом случае складывается впечатление, что дыма без огня не бывает.
В Госдуме настроения, по всей видимости, в большинстве своем сходятся с тезисами Владимира Соловьева — генерал-лейтенант, депутат Госдумы от КПРФ Виктор Соболев в беседе с Накануне.RU выразил мнение, что такими контрактами людей вообще "разбаловали", и в целом они не играют большой роли.
"Я думаю, многие бы [срочники] согласились [заключить контракт], но этими контрактами мы сильно разбаловали людей. Ведь есть, кроме прав еще и обязанности. Люди, которые отслужили год, могли быть оставлены в Вооруженных силах, как это всегда делалось — они и более дисциплинированные, и более боеспособные. Все-таки год служили в армии, это было бы нормально. А мы сначала призывали, потом освобождали — кто с детьми, у кого бизнес", — пояснил Соболев.
Депутат подкрепил свою позицию описанием того, как вооруженные силы уходили из Харькова — по его словам, это произошло потому, что контрактники разорвали свои договоры и "уехали домой, а в ротах осталось по 12-15 человек, и тут началось украинское наступление".
Соболев считает, что с введением для 100% мужского населения страны военно-учетных специальностей и обязательного обучения не понадобилось бы и никаких волн мобилизаций и контрактов — была бы обязанность.
"Я категорически против того, чтобы молодого человека сразу после школьной скамьи отправлять в армию, нельзя этого делать — его нужно научить военно-учетной специальности. Кем он там будет? Наводчиком, механиком-водителем, артиллеристом, связистом? И после этого он должен либо заключить контракт на три года, либо служить срочную службу год. И в случае необходимости они должны защищать свою страну. Иначе получается, если ты просто служишь, то ты не профессионал? А если заключил контракт, который имеешь право расторгнуть, то ты сразу великий профи?" — сказал Соболев в беседе с Накануне.RU.
Но полгода, о которых говорит Владимир Соловьев, может не хватить для полноценного обучения и воспитания профессионального солдата, уверен военный эксперт, полковник ВВС в отставке Александр Жилин:
"За полгода обучить человека нельзя. Потому что речь идет о боевой кондиции воина. Да, он мог за полгода несколько раз выехать на стрельбы, но это кондиционный солдат? Он, возможно, участвовал в учениях, в батальонном хотя бы учении или полковом? Он знает, как организовать атаку, оборону, как определить выгодные позиции, как запросить поддержку авиации, как взаимодействовать и запросить поддержку артиллерии — он это знает? Нет! Он понятия не имеет. Он — зеленый пацан! Года недостаточно, чтобы подготовить высококвалифицированных бойцов".
И все эти рассуждения о срочниках на фронте он так же связывает и с подготовкой населения к новой инициативе — отправлять молодых людей после службы в зону боевых действий. Однако подобное уже было в истории современной России, говорит Жилин, вспоминая трагедию первой Чеченской кампании на площади Минутка.
"Мне кажется, что подобного рода заявления могут привести к повторению этой трагедии. Зачем это делается? Что касается мобилизации, нужно понимать простую вещь: мобилизацию требует не президент и не начальник Генштаба, а фронт. Дела на фронте определяют волны мобилизации. Поэтому я думаю, что нужно как-то определяться с дальнейшими действиями и определять главное: если мы продолжаем в таком стиле боевые действия, тогда, получается, мобилизация будет?" — предполагает эксперт, напоминая, что НАТО воюет куда более технологично и современно.
Принять тезисы Владимира Соловьева все-таки можно, напоминает Александр Жилин, но только при условии, если телеведущий сам отправит в зону боевых действий своего сына. А как обстоят дела с детьми приближенных к власти, красноречиво дал понять посол РФ в Лондоне Андрей Келин, который в интервью на вопрос "Би-Би-Си" о своем сыне ответил:
"Мой сын уже взрослый. У него есть семья. Он не воюет в Украине".