Глава "Норникеля" Владимир Потанин, который считается одним из идеологов приватизации в России в 90-е годы и является одним из главных ее бенефициаров, снова выпустил против конфискации активов, при этом как на Западе, так и в России. Правда, на Западе его советы мало кому интересны, а вот у нас в стране все проходит ровно по потанинским заветам.
Потанин говорит, что для него некоторые вопросы "черно-белые": "Конфискация [активов] является скрытой или явной формой воровства. Это разрушает инвестиционный климат той юрисдикции, в которой это происходит". Он утверждает, что страны "коллективного Запада" построили свое общество на определенных ценностях, в числе которых краеугольным было уважение частной собственности, и теперь это разрушают.
"Они это делают напрасно. И это по ним ударит. А нам не надо этого повторять. Надо учиться на чужих ошибках. Тем более, что мы свою прививку уже получили в 1917 году. Неуважение к личным свободам людей и праву собственности привело по совокупности к плохим последствиям. От этого надо просто уметь воздержаться", — сказал РБК бизнесмен.
По его словам, отсутствие нарушения с нашей стороны общепринятых правил обращения с собственностью, в том числе иностранной, дает нам "большое морально-психологическое преимущество, а во-вторых, "это вредно внутри".
Потанин, получивший по бросовой цене стратегически важный "Норникель", опять выступает как благодетель и предлагает не жалеть об арестованных на Западе активах, даже если когда-то они были народными, и ни в коем случае не думать о национализации в России. Вообще, непонятно, как политики и олигархи высчитывают эти "лимиты на 1917 год", которые Россия якобы исчерпала, но уж точно не об иностранных активах печется Владимир Потанин, так считает экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин. Об этом он рассказал Накануне.RU:
— А разве офшорная компания, в которой, как я могу предположить, был зарегистрирован "Норильский никель", куда-то делась? На мой взгляд, подсознательно Потанин, возможно, считает "Норильский никель" иностранным активом. Не знаю, зарегистрирована ли еще его компания в офшорной зоне или уже перерегистрировалась в России, но я думаю, что подсознательно он, видимо, говорит о себе, а не о каких-то иностранцах — что сегодня начнут с враждебных России иностранных компаний, а завтра дойдет и до не очень дружественных России отечественных олигархов из офшорных зон. И к этому высказыванию нужно относиться не с точки зрения логики, а с точки зрения проявления шкурных интересов, которые вполне логичны, но к общественным интересам отношения не имеют.
В конце концов, зачем брошенное имущество скупать? Вот ваш враг не хочет иметь с вами ничего общего, просто бросил свое имущество и ушел — за что ему платить деньги? Возьмите и используйте это преимущество. Но у предателей не бывает дружественных стран — те, кто предает интересы своей страны, друзей нет, у них могут быть хозяева, но не друзья.
Что касается "прививки 1917 года", то я не очень понимаю, о чем идет речь, потому что его активы были созданы как раз советским народом именно благодаря 1917 году. Если кто-то хочет "декоммунизации", то он должен перестать ездить на метро, перестать пользоваться электричеством, читать книги, надеть лапти и домотканую ткань. И тем более отказаться от активов, вроде "Норильского никеля". Слова про "прививку" — это просто какая-то речевка из 90-х годов.