Аналитика


Оксана Дмитриева: Почему МВФ ошибается в прогнозах о ВВП России
Экспертное мнение | В России

В России, несмотря на санкции и разного рода "потолки цен", в 2023 году все-таки может произойти рост экономики — так считает МВФ. Скромные 0,3% роста ВВП пришли на смену прошлому прогнозу того же МВФ о падении на 2,3%. А спад в 2022 году составил 2,2%, несмотря на мрачные прогнозы о снижении на 6-10%. Почему же экономика РФ оказывается прочнее, чем думали как западные финансисты, так и сами же чиновники российского кабмина? Своим экспертным мнением об этом с Накануне.RU поделилась депутат Госдумы, экономист Оксана Дмитриева:

— Даже в условиях санкций можно было пройти без спада экономики, особенно если бы ЦБ не осуществлял свою рестрикционную политику с учетом того, что цены на сырье и энергоносители в 2022 году были на очень высоком уровне, в определенные моменты зашкаливали.

Конечно, санкции, с одной стороны, способствуют спаду, поскольку есть разрыв логистических цепочек, есть отсутствие поставок компонентов, но, с другой стороны, они расширяют спрос на импортозамещение, потому что нужно эти же ниши заполнять отечественным производством, да и ВПК дает очень мощный стимул к росту промышленности, ведь это не только сам ВПК, но и по цепочке все остальное.

И на фоне того, что может быть спад по ВВП, по промышленности спада практически нет, несмотря на то, что некоторые отрасли, например, автомобилестроение имеют существенное сокращение. Но отрасли авиастроения, судостроения, металлообработка компенсируют этот спад.

Что же показало себя лучше всего в 2022 году? Сельское хозяйство показало рост, здесь я не вижу никаких ограничений и для дальнейшего роста, поскольку есть огромный спрос и внутри страны, и за границей. Сельское хозяйство предъявит спрос на сельхозтехнику, на удобрения.

сельское хозяйство(2014)|Фото: Накануне.ru

Безусловно, ВПК и все, что связано с ним по технологической цепочке, об этом уже говорили.

Пока вызывает некоторое удивление сокращение производства в фармацевтике, в производстве лекарственных средств и медицинских изделий — я думаю, что это временный спад, связанный с отсутствием поставок некоторых компонентов, с проблемами субстанций. Если все эти вопросы будут решены, то фармацевтика может дать рост, потому что, например, по Петербургу те предприятия, у которых нет проблем с субстанциями, очень сильно растут, и фармкластер там является одним из драйверов. Если фармацевтика будет выполнять то, что нужно для страны и работать на импортозамещение, то и тут должен быть рост.

Еще по целому ряду отраслей промышленности при эффективной работе по импортозамещению и преодолению разрыва логистических цепочек может быть рост.

При этом на 2023 год может быть несколько хуже обстановка в добывающих отраслях, потому что будут работать санкционные ограничения по цене, лимиты цен.

В любом случае, мирового кризиса в экономике не наблюдается, в мире так или иначе продолжается рост, а это означает, что какие бы санкции ни вводились, спрос на сырье и энергоносители будет, и никто иной удовлетворить этот спрос в мире не сможет. Производство сырья ограничено, нарастить его производство и при этом вытолкнуть Россию с рынка сырья и энергоносителей невозможно, потому что кто-то это должен заместить этот спрос. А если этот объем никто заместить в таком количестве не может, то цены существенно падать не будут, и вытолкать Россию с мирового рынка нефти, газа, черных руд и цветных металлов все равно не получится.

Уфа, БРИСК, BRICS, ШОС, Индия, Россия, Путин(2015)|Фото: Накануне.RU

Пока мировым локомотивом в экономике остается Китай и постепенно становится Индия. Я думаю, что и Китаю, и Индии вся эта история с санкциями и ограничениями цены на нефть, с попыткой Европы уйти от энергетической зависимости от России просто сыграла на руку, у них оказался доступ к дешевому сырью и энергоносителям из России, они в выигрыше. Кроме того, любая страна, которая растет, осуществляет вклад в мировую экономику, в темп экономического роста. Растущая экономика предъявляет спрос на товары на мировом рынке.

Если говорить о связке Россия-Индия, то там давно — всегда, и особенно сейчас — у России положительное сальдо торгового баланса, то есть мы им поставляем продукции больше, чем они нам. Но нам надо добиваться сбалансированности и в многосторонней торговле в целом, и в двусторонней торговле, потому что, как мы поняли, активное сальдо в таком большом объеме ни к чему хорошему не приводит — мы поставляем продукцию, а нам в ответ дают денежные знаки. Ранее это были доллары и евро, а сейчас рупии и юани, но тем не менее, дензнаки — это не хлеб, не масло, не пушки, не заводы, не пароходы.

Поэтому нужно, наконец, понять, что здесь нужна сбалансированность, и взамен наших сырья, энергоносителей и продукции оборонной промышленности нам необходимо что-то реальное, а не просто денежные знаки.