Если ранее главной проблемой для вузов был плагиат, то сейчас новым вызовом становится использование нейронных сетей и искусственного интеллекта (ИИ) при написании работ. Необходимо распознавание таких работ, которые студент выдает за свои, а на самом деле они сгенерированы ИИ. Об этом заявила пресс-служба РГГУ.
Как сообщалось, в США недавно был запущен ChatGPT, которым уже вовсю пользуются студенты. Программа использует алгоритмы машинного обучения для создания прозы, звучащей по-человечески. Он бесплатен в использовании и может дать письменный ответ практически на любую тему всего за 15 секунд. OpenAI, исследовательская лаборатория, стоящая за ChatGPT, ведет переговоры о продаже существующих акций примерно за 29 млрд долларов, что сделает ее одним из самых дорогостоящих американских стартапов.
И вот РГГУ впервые столкнулся с тем, что студент использовал ИИ в своей квалификационной работе. В ходе защиты на государственной экзаменационной комиссии качество работы вызвало большие дискуссии, и только презентация работы и ответы на вопросы склонили комиссию истолковать сомнения в пользу студента и поставить тройку.
"Данный случай заставил задуматься о необходимости разработки инструментария распознавания использования нейросетей при подготовке письменных работ (курсовые работы, эссе, рефераты, ВКР). В РГГУ решение данной задачи поручено Отделению интеллектуальных систем в гуманитарной сфере и Институту информационных наук и технологий безопасности. Для рассмотрения данного конкретного случая в РГГУ работает специальная комиссия", — говорится в сообщении.
РГГУ надеется, что другие вузы присоединятся к поиску путей решения проблемы.
Между тем, по данным опроса американского портала с онлайн-курсами Study.com, уже половина студентов в США используют искусственный интеллект для имитации учебы, сообщает The Wall Street Journal.
Профессорско-преподавательское сообщество в Штатах стоит перед дилеммой.
"Похоже, это действительно меняет природу самого производства знаний", — сказал заведующий кафедрой коммуникаций и цифровых исследований Университета Мэри Вашингтон в Вирджинии Ананд Рао.
Профессор Университета Вебера (штат Юта) Алекс Лоуренс обеспокоен тем, что студенты могут научиться лишь лучше обманывать. Профессор истории в Университете Западного Вашингтона Йоханн Ним подчеркивает, что студенты должны научиться писать сами, потому что это учит их думать.
"Из того, что есть тренажер, который поможет мне поднять гантель, не следует, что мои мышцы будут развиваться. Точно так же то, что есть машина, которая может написать эссе, не означает, что будет развиваться мой ум", — сказал он.
При этом, как показал тот же опрос американских студентов, почти три четверти из них хотят, чтобы ChatGPT был запрещен в сети их школы.