В России огромный дефицит учителей в школах, несмотря на заявления властей. В трети школ нет учителей физики, географии, биологии, информатики, почти в половине — химии. Официальные данные за текущий год были опубликованы недавно Министерством просвещения РФ.
К настоящему времени общее число школ в России сократилось до менее чем 40 тыс. В них трудятся 1,06 млн учителей, из которых почти треть, или 320 тыс., — это учителя начальных классов. То есть на каждую школу в среднем приходится восемь таких учителей. Нормальная обеспеченность учителями также по русскому языку и литературе — 125 тыс. Лишь немногим уступает им численность учителей английского языка — 103 тыс., что само по себе весьма странно: школы готовят трудовые ресурсы для иностранных контор?
Ранее председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов предложил уменьшить количество часов преподавания английского языка в школах, который изучают почти как родной, так как учебники рассчитаны на англоязычных подростков. По его мнению, нужно увеличить количество часов на естественные науки.
Такое положение дел становится еще более возмутительным на фоне катастрофического недостатка учителей по другим предметам.
Относительно неплохо дела обстоят лишь с учителями математики и истории. Первых в среднем по 2,5 на школу (96 тыс.), вторых — 1,5 (65 тыс.). Хотя это тоже мало. Как могут два учителя обучать математике всю школу? Скорее всего, они работают на полторы-две ставки, а значит, уделять должного внимания детям физически не в состоянии, тем более с учетом всех бумаг, которые приходится заполнять. То же самое с историей. Дети должны ее знать? Но кто их будет обучать — один учитель на всю школу?
По остальным же предметам ситуация просто катастрофическая:
Нетрудно подсчитать, что российские школы укомплектованы учителями по большинству предметов не более чем на две трети, а то и меньше. Иным словами, в трети школ (!) не хватает всех учителей, кроме русского, английского и математики. Конечно, в каждой школе ситуация своя, но в среднем она аховая. Оказывается, совершенно прав был известный популяризатор математики и лидер движения "Родная школа", доктор физико-математических наук Алексей Савватеев, когда заявил, что в сельских школах не хватает до половины учителей. Он отмечает, что вел занятия в школах 60 регионов России и вынес твердое убеждение о том, что огромного количества учителей в школах просто нет.
При этом психологов в школах столько же, сколько и учителей физики или информатики. Неких "социальных педагогов" почти столько же. Это наводит на позволительный вопрос: какую цель преследует современная школа?
Совсем недавно министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что "в целом то, что мы видим по статистике, — сегодня максимальная укомплектованность кадрами". Интересно знать, что у него за статистика. Мы привели официальную статистику возглавляемого им министерства, обнародованную в конце января. Кравцова вводят в заблуждение подчиненные? Но тогда он сам вводит в заблуждение всех россиян, включая президента.
Данные министерства рисуют печальную и безнадежную картину. Какое десятилетие науки и технологий? Какой технологический суверенитет? Какой технологический прорыв?! Многих детей некому учить физике и информатике! Учителей черчения уже практически не осталось. Призыв парламента Крыма вернуть в школу черчение, без которого невозможно инженерное мышление, был гласом вопиющего в пустыне. А ведь России нужны инженеры, постоянно заявляют первые лица государства. Но слова так и остаются словами.
Глава городского родительского комитета Санкт-Петербурга и школьный учитель информатики Михаил Богданов пишет, что статистика министерства не вполне точно отражает реальность. Например, по учебному плану, информатика преподается по 1 часу в 7-11 классах, то есть это 5 часов в неделю. Даже если в школе будет по два параллельных класса каждого, то и этого недостаточно для того, чтобы держать на полноценной должности учителя информатики. Полноценная ставка — это 18 часов, что возможно только при наличии примерно 100 учеников в каждой параллели, то есть почти нереально.
Вполне возможно и весьма вероятно, что информатику преподают учителя математики. Это еще можно представить. Но как быть с физикой, химией, биологией, географией? Кто будет преподавать эти предметы? Тоже совмещать? Но тогда о качестве преподавания можно забыть.
"Кравцов с трудом представляет реальную картину с нехваткой учителей, поскольку и правда многие из них совмещают должности, чтобы выживать и не оставлять детей без образования. И эту проблему надо решать. Срочно. А то тут Фальков (минобр) уже заявил, что с 2024 года при поступлении в технические вузы обязательными будут профильная математика, физика и информатика... Но учителей-физиков уже реально в Красную книгу впору вносить. Как и информатиков, химиков... и далее по списку", — написал Богданов.
О тревожной судьбе страны в связи с кошмаром в образовании говорит недавняя новость о том, что одиннадцатиклассники большинства московских школ с 1 февраля переходят на новый формат учебы. Теперь они будут более интенсивно заниматься предметами, которые выбрали для сдачи ЕГЭ. Это пилотный проект по "гибким учебным планам". Проще говоря, теперь натаскивание на ЕГЭ оформлено юридически. В качестве одной из целей эксперимента московское правительство называет желание снизить зависимость семей от репетиторов, к услугам которых прибегает значительная доля выпускников.
Углубленное изучение предметов применяется давно, но в данном случае речь идет о сдаче ЕГЭ, что далеко не одно и то же. Это логичное завершение "концепции ЕГЭ", считает Богданов. Весь педагогический процесс в школе низвержен до "соответствия требованиям" — ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и прочих НИКО. Педагогика как таковая перестала существовать. И это катастрофа.
"Музаев, Кравцов и Фальков! А вместе с вами Мишустин! Вы кого на работу брать будете через 10 лет? С кем страну поднимать станете после СВО? С теми, кто натаскался на ЕГЭ? Или теми, у кого в электронном "портфолио" будет запись, что он специалист? Вы серьезно не видите проблемы и считаете, что сдавший ЕГЭ, натасканный на решение КИМов человек сможет построить мост или управлять ядерной станцией? Если вы так считаете, вынужден вас расстроить", — призвал Богданов.
Недавно стало известно, что половина учителей в школах России — это пенсионеры и предпенсионеры. Статистика министерства дает более оптимистичные данные — их "только" 43%. Но скоро их заменят... кто? Вчерашние ЕГЭшники? И они будут учить детей тому же, чему учились сами? Похоже, страна нуждается прежде всего в масштабной ликвидации безграмотности и обучении настоящей грамотности. Без этого все "технологические прорывы" останутся пустым звуком.