В России участились случаи взрывов бытового газа в жилых домах, только за январь 2023 года известно о пяти инцидентах: 8 января взрыв произошел на первом этаже многоэтажки в Дагестане, 10 января в подмосковной Коломне, 13 января во Владикавказе, 7 февраля — в городе Ефремов Тульской области и вот 9 февраля в пятиэтажке после взрыва газа обрушились два подъезда в Новосибирске. В прошлом году также чуть ли не каждый месяц появлялись новости о "хлопках" и разрушениях из-за утечки газа, всего было более 30 эпизодов, особенно тяжелые по последствиям случаи происходили зимой.
Одни видят виной тому старый жилищный фонд, другие — халатность служб или даже самих владельцев квартир, нарушающих правила газовой безопасности, а некоторые в участившихся взрывах газа видят возможную диверсионную деятельность. Кто же все-таки виноват в этом и что делать — разбиралось Накануне.RU.
В Новосибирске прогремел взрыв в жилом доме, частичное обрушение повлекло за собой смерти пяти человек, в том числе двухлетнего ребенка. В СМИ есть информация о том, что жильцы дома неоднократно обращались с жалобами на запах газа в квартирах и подъезде. В такой же пятиэтажке произошел взрыв не далее, как на этой неделе, в Ефремове Тульской области, погибли семь взрослых и один ребенок. Тогда утечка газа произошла в съемной квартире.
И это только начало года, в декабре прошлого произошло пять инцидентов за сутки — в Нижневартовске, Заволжье, Кантемировке, Ярославле и Екатеринбурге.
Вообще, увеличение количества подобных ЧС растет год от года. Естественно, многие начинают связывать трагические события с СВО и подозревать, что целенаправленно действуют диверсанты. Все же свежа память, как в конце 90-х так же массово "опадали" подъезды из-за взрывных устройств, установленных в жилых домах. Но некоторые специалисты считают, что трагедии происходят из-за все возрастающего износа жилого фонда. И правда, рушатся дома, построенные в советское время для временного пребывания рабочих — те самые панельные хрущевки, срок эксплуатации многих превышен чуть ли не на 70 лет. Обслуживание этих домов возложено на управляющие компании, которые часто не справляются, а капитальный ремонт возложен на самих владельцев квартир, рост платежей растет, а вот ремонта многие дома, видимо, так и не дождутся.
Но самой очевидной для властей причиной взрывов бытового газа остается человеческий фактор. Неправильное использование плит, не вековой срок которых также мог давно закончиться, незаконные перепланировки кухонь ведут к тому, что краны газа или вытяжки оказываются в труднодоступных местах. Банальная причина — утечка газа по недосмотру, а также халатное отношение газовых служб. В этой связи пытаются ужесточить закон и увеличить ответственность граждан.
Одной из таких мер может стать требование установить газоанализаторы в квартирах "во избежание пожаров и взрывов". В интернет-магазинах цена термохимических газоанализаторов составляет в среднем от 4,5 тыс. до 7 тыс. руб. без учета стоимости установки. Хотя было бы логично, если бы решили ставить такие устройства за счет государства, ведь дома "в зоне риска" — это чаще всего собственность социально незащищенных слоев населения.
Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская в беседе с Накануне.RU говорит, что в каждом случае надо разбираться отдельно, но и в сегодняшней трагедии может быть человеческий фактор, который имеет место в 90% случаев. Эксперт уверена, что если бы в доме стоял прибор, чувствительный к утечке, беды можно было бы избежать.
"Это вообще простейшие приборы. Мы сейчас говорим про умные дома, про цифровизацию — вот где нужна техника на самом деле, — говорит Хованская. — Если это плита, то должен быть нормативный срок эксплуатации, если он прошел, то приходит газовый инспектор, говорит, что отключает газ, и человеку не на чем вообще готовить. Малоимущим надо менять во время капитального ремонта как минимум плиту на плиту с отключением за счет бюджета. Адресно подходить, потому что многие плиту сами не поменяют, новую не купят, есть люди, которые живут на субсидию по оплате коммунальных услуг".
При этом Хованская замечает, что и капитальный ремонт "сложили на плечи людей", так что рассчитывать, что субъекты будут софинансировать проект, не стоит, хотя по Жилищному кодексу право софинансировать у государства есть, и это не будет "нецелевое использование" денег.
Эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук называет другую более системную проблему: "У нас разделили внутридомовое газовое оборудование и внутриквартирное, все, что находится внутри квартиры, является частной собственностью хозяина и является его ответственностью. Кто-то, может быть, сознательный собственник, а сосед у него оказывается несознательным".
Примечательно, что буквально накануне комитет Госдумы по строительству и ЖКХ поддержал законопроект, который устанавливает порядок проверок газового оборудования в многоквартирных домах одной компанией. В версии, подготовленной для второго чтения, существенно расширены обязанности и ответственность и управляющих организаций, и специализированных служб, и, конечно, собственников жилья. Кроме того, теперь за сферой бытового газоснабжения в домах будут следить органы государственного жилищного контроля.
"Техобслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования будет проводить специализированная организация на основе договора, заключаемого с УК, ТСЖ, ЖСК, а также при непосредственном управлении собственниками помещений. Соответственно, эта же организация обязана будет заключить договоры с собственниками или нанимателями каждой квартиры на обслуживание внутриквартирного газового оборудования", — пояснил глава комитета Сергей Пахомов.
Решить проблему пытаются "ковровым методом" — люди будут обязаны оплачивать услуги проверяющих, но оплата услуги по техническому исследованию не означает ответственность этих организаций за возможный взрыв газа, говорит Склянчук. Ответственность остается на хозяине квартиры, если он остался жив, и на управляющей компании. Естественно, у людей, потерявших все в такой трагедии, вряд ли есть деньги покрыть расходы по восстановлению дома, пока подключается муниципалитет, но встает и другой вопрос — страхование. Взрыв газа как особый страховой случай пока не слишком популярен у населения. Возникает вопрос, а не сделают ли страховку обязательной?
Как видим, Государственная дума озабочена тем, как повысить сознательность граждан законодательными мерами, есть намерение подходить к проблеме более адресно после технической экспертизы и составить реестр потенциально опасных домов и даже квартир. А так и до отключения газа недалеко, если владельцы откажутся идти на сотрудничество и приводить оборудование в должное состояние, покупать новые плиты и ставить детекторы газа?
"Да, есть группы риска, прежде всего социально неблагополучные граждане, алкоголики, люди с психическими отклонениями, ведущие маргинальный образ жизни, из-за них соседи оказываются, как на пороховой бочке. И отключение от газа влечет резкое ухудшение качества проживания в квартире, но, может, только это сподвигнет людей следить за эксплуатацией газового оборудования лучше?" — задается вопросом Склянчук.
Есть еще одна проблема, на которую мало обращают внимание, ведь почему люди часто боятся впускать в дом газовиков? В России нередки случаи, когда под видом специалистов приходят мошенники и заставляют покупать ненужные приборы. Сегодня всем известна эта махинация, и лже-газовиков стараются вычислять, но тут вопросы уже к правоохранительным органам. К тому же, на протяжении прошлого года и в начале этого телеграм-каналы предупреждали, что некие украинцы якобы звонят детям на сотовые и под видом проверки газа просят их включить газовые конфорки, не зажигая газ. Несколько таких звонков даже удалось записать и они выложены в сеть. И даже если это был очередной фейк, то мы понимаем — где тонко, там и рвется?
"Трое восьмиклассников в Серпухове устроили диверсию на железной дороге, но были задержаны. Они же не сами по своей инициативе это сделали, — говорит в беседе с Накануне.RU военный эксперт, полковник Виктор Алкснис. — Значит, нашлись способы их убедить в необходимости такого теракта. Или, по крайней мере, пробудить в них желание получить деньги за это. Это вполне могут быть подвергшиеся нежелательному контакту дети, подростки. За деньги, обманом или по идеологическим мотивам могут такое совершать люди".
Он вспоминает, что когда в 1999 году взрывали устройства в подъездах жилых домов, то справиться удалось благодаря тому, что начало действовать гражданское общество, и теперь мало кто чужой может войти через закрытые железные двери, люди начали следить за этим.
"Здесь общество тоже должно быть мобилизовано, люди должны проявлять бдительность", — советует эксперт.
В те годы по федеральным каналам шла специальная социальная реклама, Виктор Алкснис задается вопросом — почему бы и сейчас с экранов телевизоров не рассказывать о такой опасности? В любом случае, лишний раз напоминать, что нужно звонить в аварийную службу, как только почувствовали запах газа, не помешает.
"Нам нужно усилить контроль за собственной безопасностью — шутки кончились", — предупреждает эксперт.