Фильм Николая Лебедева "Нюрнберг" по книге Александра Звягинцева "На веки вечные" вскоре можно будет назвать новой классикой. До широкого зрителя лента должна была дойти 23 февраля, но дату премьеры перенесли на 2 марта. Министр иностранных дел Сергей Лавров уже прокомментировал предстоящий выход ленты на экраны и отметил, что кинокартина призвана внести значительный вклад в борьбу с фальсификацией истории. В Екатеринбурге прошел предпоказ фильма для участников СВО, на котором удалось побывать и корреспонденту Накануне.RU.
Символично, что прежде всего фильм о Нюрнбергском процессе показали именно участникам СВО — молодым курсантам, бывалым бойцам в отпуске и на лечении, в целом зал тепло принял кино. "Нюрнберг" продолжает традиции военных фильмов советского времени, но с драматургической точки зрения и благодаря спецэффектам смотрится вполне современно. Авторам удалось создать по-настоящему интересную историю, а не бравую агитку, хотя, конечно, упрощение — мать продакшна.
В фильме снялись такие звезды, как Сергей Безруков (он сыграл Романа Руденко — главного обвинителя от Советского Союза) и Евгений Миронов, появилось и много новых лиц для отечественного экрана. Перед премьерным показом к зрителям обратились сами актеры, в записи каждый на камеру рассказал, что лично для него значит участие в исторической ленте в частности и события тех лет в целом. Это очень интересный и оригинальный способ сломать четвертую стену.
Лента основана на реальных событиях, архивных съемках суда над нацистами. Главный герой, который как любой персонаж экшена преследует, стреляет и спасает — прошедший войну переводчик, назначенный в советскую делегацию. Игорь Волгин в послевоенном Нюрнберге ищет брата, а находит любовь и семью. Параллельно любовной линии и полному перипетий приключенческому сюжету идет основная история, а именно Нюрнбергский суд над верхушкой гитлеровской Германии.
Здесь настоящий триллер, о котором многие не знали — главари фашистской Германии не видят своей вины, а наши бывшие, казалось бы, союзники играют на поле бывших врагов, исходят из своих новых интересов. Советская сторона, которая и настояла на проведении Нюрнбергского процесса, вынуждена не только постоянно предотвращать попытки сорвать с трудом собранный суд, но еще и доказывать преступность нацистского режима. В какой-то момент обвиняемые идут в атаку — они заявляют, что напали на СССР только потому, что советские войска стягивались к западным границам и начало войны стало упреждающим ударом.
Страна-победитель вынуждена оправдываться, предоставлять показания генерала Паулюса, взятого после Сталинграда, в которых немецкий военачальник признается, что агрессия по отношению к СССР действительно существовала и закреплена в стратегических планах с 1940 года. Но суд не собирается рассматривать письменные показания еще живого фельдмаршала. Немцы были уверены, что он погиб под Сталинградом, в Германии даже провели формальные похороны с пустым гробом.
Каково же было удивление всех собравшихся, когда советской стороне удалось доставить до зала суда Фридриха Паулюса собственной персоной, его показания переломили ситуацию в суде, как некогда Сталинградская битва переломила ход войны. Публика также была ошеломлена "вещдоками": мылом, сваренным из тел заключенных лагерей, кожаными изделиями из человеческой кожи и многочисленными пленками, на которых сами фашисты запечатлели свои издевательства над мирными гражданами и горы трупов в лагерях смерти.
Мало кто знает, каким трудом СССР дался Нюрнбергский суд, и его главный итог стал жирной точкой Второй мировой войны. Противоречия союзников, на которых играли силы противника, по контуру очерчивают конфликты будущих времен. Конфликты, о которых сегодня говорят уже вслух.
Но после таких сильных фильмов о героях прошлой войны вряд ли кому-либо понравится "мирный сговор" — здесь на большом экране участникам СВО был показан итог, к которому стоит стремиться, каждый виновный должен быть предан суду и казнен. Могут возникнуть резонные вопросы, почему члены запрещенного в России террористического батальона "Азов" не предстали перед судом и не получили наказания, а были обменены на Медведчука и отпущены домой? Реальные действия нельзя подменить фильмом про Нюрнбергский процесс, а историю СВО — метафизикой и Победой в Великой Отечественной войне.