Аналитика


Максим Жаров: Послание Путина — зачем было так много интриги?
Экспертное мнение | В России

Прогнозы на содержание послания делались самые смелые, вплоть до темы объединения России и Белоруссии и присоединения других новых регионов из числа непризнанных постсоветских республик. Чем ближе к посланию, тем сильнее нагнетались страсти. Но не сложилось. Начал Путин с врагов и причин СВО, продолжил призывами к изменению социальной политики, впрочем, без резких шагов. А закончил заявлением о возобновлении ядерных испытаний и приостановке участия в Договоре СНВ. И теперь тема этих испытаний и вопрос взаимоотношений России и Запада затмит все остальное в послании, считает политолог Максим Жаров, об этом он рассказал Накануне.RU:

Вообще, таких масштабов выступлений президента давно не было, и сам формат послания подразумевал интригу, поэтому все эти страсти нагнетались. Не соглашусь, что ничего нового не было сказано. Финальная часть де-факто выхода из договора о стратегических наступательных вооружениях, и фактически была команда на подготовку к возобновлению ядерных испытаний, а через ТАСС мы уже видели намёки о том, что в случае чего Россия готова на полигоне Новая Земля возобновить ядерные испытания.

Это, на самом деле, самая важная и ключевая часть послания, и всё остальное, если так можно выразиться, обычный контент послания, сейчас уйдёт в тень все эти фонды по обеспечению семей военнослужащих в зоне СВО и всё остальное. Думаю, нужно рассматривать это послание именно в контексте противостояния с Западом.

Судя по тому тексту, который Владимир Путин зачитал, текст этот неоднократно корректировался, в нём видно как минимум три концептуальных подхода: обычное, стандартное послание; послание, что называется, военное "всё для фронта, всё для победы"; и послание, скажем так, а-ля 2018 год, когда были мультики с испытаниями ракет "Калибр" "послание судного дня", когда финальный компонент является ключевым. И скорее всего, мне кажется, очень сильно на такую компоновку повлиял вчерашний визит Джо Байдена в Киев. В этом есть большой недостаток, слишком линейная получилась реакция на визит Байдена в Киев.

Я думаю, что большинство именно такую реакцию Путина на визит Байдена в Киев и ожидали. Посмотрим, что вечером скажет Байден в Варшаве, но я думаю, что это будет попытка продолжения дискурса о России как о "стране-изгое", которая "злоупотребляет ядерным шантажом". Этот дискурс будет сейчас доминирующим, и, к сожалению, здесь нужно будет какие-то шаги предпринимать.

У нас ещё есть мирный план Китая, который должен быть презентован по Украине. Есть переговоры с Ван И, который с Путиным должен встретиться сегодня-завтра. То есть китайский трек является вопросом, на который мы должны получить ответ, потому что без этого ответа реакция Кремля на угрозу Запада получается слишком линейной и брутальной.