Аналитика


Запутались в "болонском лесу"
Образование | В России

Помощник президента РФ и экс-министр образования Андрей Фурсенко заявил, что дипломы бакалавра "приравнены к дипломам о высшем образовании". "Это специалисты, которые получили высшее образование", — сказал он, чем еще больше внес неразбериху в вопрос о бесконечной реформе образования в России.

В недавнем послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин предложил "вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием".

"Срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда", — заявил Путин.

О выходе из Болонской системы при этом упомянуто не было. Что же означает тогда "традиционная для нашей страны базовая подготовка специалистов"? Ответа на это вопрос, может быть, не знает никто, включая самого президента. Ведь Болонская система подразумевает двухуровневую подготовку "бакалавр-магистр", где бакалавра выпускают обычно через четыре года, а магистра — еще через два, то есть через шесть. Но ведь и Путин сказал, что срок обучения может составить от четырех до шести лет. Чем это по существу отличается от "Болоньи", пока непонятно, если только речь не идет о простой смене названий.

И Фурсенко уже подоспел с этой идеей. Человек, который олицетворяет разрушение советской системы образования (хотя он далеко не единственный и не первый), уже "закинул удочку": оказывается, бакалавры — это тоже специалисты.

"Как вам такая новость? Теперь недоучки будут считаться квалифицированными специалистами", — написал политолог Сергей Карнаухов.

Известный в родительском образовательном сообществе Михаил Богданов, который преподает в школе информатику и возглавляет городской родительский комитет Санкт-Петербурга, назвал заявление Фурсенко "прекрасной иллюстрацией того, как один чиновник может взять и повернуть слова президента на свое усмотрение куда угодно".

фурсенко андрей александрович министр образования и науки рф(2012)|Фото: Накануне.ru

В то же время Путин не сказал ни слова о бакалаврах, а в традиционной для России, в том числе советской системе высшего образования сроки обучения в зависимости от профессии составляли от 4,5 до 6 лет, но оно заканчивалось дипломом о высшем профессиональном образовании.

"Фурсенко своим личным решением, по-своему прочитав распоряжение своего прямого руководителя, озвучивает решение, которое будет предложено Правительством? Что это было вообще? И на каком основании гражданин Фурсенко без всякого обсуждения с кем бы то ни было в утвердительной форме это заявляет?" — возмутился Богданов.

Что ждет высшее образование в России, по-прежнему неизвестно. За это идет невидимая борьба. Президент понимает, что нужно что-то делать, или лишь делает вид, что власть готова к изменениям, но в итоге все идет к тому, чтобы сохранить нынешнее положение.

Недавно ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко в своей статье, приуроченной к 100-летию СССР, написал, что в России огромная проблема — высококлассные отечественные инженеры постепенно уходят, а их места занимают "люди, получившие поверхностное школьное и вузовское образование, неспособные широкомасштабно мыслить, не читающие книг и не стремящиеся расти над собой в профессиональном плане".

Перспективы системы образования в России пока в лучшем случае туманные. "Реформы" по факту оказались погромом налаженной системы. Разрушить старое смогли, а вот создать ничего нового — нет. А можно ли это сделать с фурсенками?



Евгений Чернышёв