В рыночной экономике один из основных принципов — спрос рождает предложение, власти России как будто следуют этому принципу, но не до конца. С началом специальной военной операции появился большой спрос на технические специальности со стороны государства, но предложение тоже должно последовать от власти — в виде рабочих мест. 30 лет рынок решал по-своему, убивая промышленность, авиастроение, судостроение и другие отрасли, развивая зависимость от зарубежных поставок, и верхи этому не очень-то сопротивлялись. Теперь нужно восстанавливать эти сферы почти с нуля и, кажется, все просто: президент в своем послании Федеральному собранию дает поручение подготовить 1 млн специалистов в разных технических отраслях.
Но ведь этот 1 млн должен где-то работать — найдутся ли в таком количестве рабочие места не только в ближайшей перспективе, но и долгосрочной? Другой вопрос, который остро встает — а кто, когда и как будет обучать этот 1 млн рабочих? Эксперты уверены — проблема назрела давно и уже даже перезрела, решать ее надо было еще лет 10-15 назад, когда это можно было сделать быстро и просто. Сейчас неясно, а возможно ли это в принципе за те пять лет, о которых говорил президент?
Проблема комплексная, уверен генеральный директор Института проблем энергетики, доктор технических наук Булат Нигматулин, и решать ее надо в совокупности по всем направлениям, но для этого нужны ответственные лица, которых в стране днем с огнем не найти.
"То есть нужно ответственное лицо, человек вменяемый, который посмотрит по отраслям, в первую очередь обозначит остро нуждающиеся отрасли — сегодня это оборонка, машиностроение, приборостроение — и определит будущие заводы, которые построят большие корпорации, будет с ними взаимодействовать. Это должна быть программа новых рабочих мест, включая и легкую промышленность, пищевую промышленность и другие. Для этого нужно очень широким взглядом окинуть руководителей, которых нет", — говорит Нигматулин.
Эксперт описывает целый ряд необходимых мер, но отдельно указывает, что ни в правительстве, ни на региональном уровне нет ответственных за это или просто подходящих лиц. Одной из проблем также является образование, ведь необходимо не просто найти кадры и взаимодействовать с профильными учебными заведениями, но и поднимать финансирование колледжей, руководителей, преподавателей, чтобы зарплата преподавателя была выше, уверен Нигматулин.
"Был такой товарищ со средним образованием, который хорошо учился в духовной семинарии, Иосиф Сталин, при нем в 1930-х годах, когда стало понятно, что нужно проводить индустриализацию, зарплата профессора была повышена до 10 средних зарплат в промышленности. Вы хотите индустриализацию? Хотите, чтобы промышленность развивалась? Хотите победить? А если не будет хватать количества снарядов, то как побеждать? Западный мир раскрутит свои заводы, завалит мир танками, самолетами и боеприпасами — и как быть?" — задается вопросом эксперт.
В пример он приводит объем финансирования на одного студента, учащегося колледжа, который сейчас оказывается меньше, чем финансирование учащегося средней школы 9-11 класса. А должно быть гораздо больше, потому что там дается профессия. И пока у нас такая ситуация, ничего не выйдет, говорит Булат Нигматулин:
"Профессор кафедры ядерных реакторов и установок МГТУ им. Баумана получает в Москве 60 тыс. руб. А средняя зарплата в Москве — около 80-90 тыс. Указ президента — чтобы профессор получал две средние зарплаты по региону, то есть он должен получать примерно 170 тыс. А у него зарплата 60 тыс. И что он может сделать? А ведь чтобы стать профессором, нужно 20 лет работать. Пока так происходит — ситуация с техническими специальностями не изменится. Какие инженеры? Никакие".
И ведь уже был когда-то указ о создании 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, который спустя много лет так и остался лозунгом на бумаге. А 1 млн человек будет даже мало, об этом в беседе с Накануне.RU рассказал кандидат технических наук, академический советник РА ракетно-артиллерийских наук Леонид Шалимов:
"В прошлый раз 25 млн рабочих мест можно было бы и подготовить, если бы востребованность в России была, но мы же все за рубежом покупали, поэтому это осталось просто лозунгом. А сегодня, так как не по нашему желанию это все перекрыто и востребованность есть, мне кажется, одного миллиона даже мало будет".
С его точки зрения, основной проблемой, помимо образования, может стать демография и просто квалификация — опытных и умелых специалистов катастрофически не хватает. Если бы они были, то по одной только Свердловской области, по мнению Шалимова, могли бы распределиться уже 100 тыс. рабочих. Пока же предприятия вынуждены зазывать новые кадры высокими зарплатами, обещая все вплоть до оплаты переезда, аренды жилья и обучения. Дело доходит до того, что предприятия зовут на работу старые кадры, пенсионеров и даже вынуждены трудоустраивать осужденных на принудительные работы, как это происходит на УВЗ.
И это еще один факт, подтверждающий, что проблема перезрела, ведь еще до начала спецоперации шли разговоры о привлечении зеков к различным работам. И об этом тоже говорил президент еще 31 января на встрече с министром юстиции Константином Чуйченко. По примерным оценкам чиновника, к 2024 году получилось бы задействовать на принудительных работах около 100 тыс. человек. И это касается не только промышленности или технических специальностей. Прошел год, и теперь речь зашла об 1 млн рабочих, а вот зэки активно задействованы в ЧВК на СВО…
Спецоперация продолжается уже год, но решения целого ряда кричащих проблем нет, они только-только начинают обозначаться, но и то слабо верится, что указ снова не будет спущен на тормозах и забыт. Вероятно, у определенной части населения есть еще и страх, что рабочие, технические специальности нужны только сейчас, на время СВО, а после ее завершения, когда оборонка сможет выдохнуть, рабочий может просто остаться без работы?
"Востребованность вне оборонного комплекса абсолютная. Например, в судостроении вообще ничего своего нет — винторулевые колонки, подруливающие устройства, авторулевые и так далее. Можно много чего перечислять, это все гражданский сектор. Военный сектор тоже есть, но гражданский не менее востребован. Опять же, авиастроение — тоже востребованы специалисты, ведь там не только военные самолеты. Мы начинаем понемногу, хотя 10-15 лет назад это все можно было сделать", — говорит Шалимов.
Таким образом, комплексную проблему, состоящую из демографии, образования, финансирования, повышения статуса и прочих сопутствующих задач, пытаются решить указом президента без ответственных лиц или с помощью тех же персоналий, которые и привели за долгие годы к подобной ситуации.
"Вы хотите миллион высококвалифицированных рабочих мест? Тогда на это должен быть назначен человек с межведомственными полномочиями, но знающий, что если он провалит задание, то его выкинут из обоймы руководителей. Вместе с этим должны и губернаторы за это отвечать. Пока этого нет — ничего не изменится", — резюмирует Булат Нигматулин.